Валентин Львович Чаплин. Священник и врач-гомеопат
Совсем недавно (в октябре 2019 года) в возрасте 93 лет покинул этот мир Валентин Львович Чаплин, оставив в памяти и сердцах людей светящийся след.
«От него, буквально, исходил свет! А в глазах мелькали задорные искорки. До самой старости он оставался в душе ребенком, не перестававшим удивляться и радоваться всему новому».
Терапевт, оториноларинголог, врач-фониатр, певчий, музыкант, кандидат искусствоведения, преподаватель, профессор кафедры сольного пения Академии Хорового Искусства имени В.С. Попова, автор четырех сборников православных песнопений и «Физиологических основ формирования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости», священник, гомеопат.
Глядя на этот список, создается ощущение, что все это грани единого целого — Человека с большой буквы, духовного наставника, целителя душ и тел. В лечении пациентов он использовал опыт врача классической медицины, гомеопата, священника.
Врачом-гомеопатом отец Валентин стал не сразу.
«После окончания института я был врагом гомеопатии, за что до сих пор краснею… Как я пришел в гомеопатию? Здесь то Промысел Божий как раз и был. Потому что, когда ко мне пришел один больной, которого я долго лечил и уж не знал, что с ним делать. Все, что возможно, вся медицина уже была на него потрачена. И я решил, что попробую гомеопатию. Мне повезло. Я дал ему рецепт безграмотно. Потому что этот рецепт может быть к нему совершенно не подошел. Но Господь хотел, чтобы я занялся гомеопатией, и ему помогло. Очень здорово помогло, чудодейственно помогло».
Гомеопатия и Божественное учение. Сейчас можно встретить немало рассуждений на тему их совместимости. Ответ отца Валентина однозначен.
«Продолжая беседу о лечении верующих пациентов, хочу остановиться на ещё одном важном вопросе. Под влиянием подчас неграмотных суждений о гомеопатии люди боятся пользоваться гомеопатическими средствами, считая, что гомеопатическое лечение противоречит Божественному учению. Некоторые священники и даже врачи, не зная достаточно предмета, самоуверенно утверждают, что потенцирование является призывом дьявольских сил. Это абсолютно неверно, это плод самодеятельной фантазии. Ибо процесс потенцирования не связан ни со словесным наговором, ни с какими-либо ритуальными действиями или колдовскими манипуляциями, а просто это особый способ последовательного разведения природных веществ, сотворённых Богом. Поэтому нет никаких оснований причислять гомеопатию к нечистым силам.
Об этом со всей определённостью в 1839 году писал Ганеман: «Гомеопатическая динамизация — это истинное пробуждение в натуральных веществах лекарственных свойств, скрытых, когда это вещество находится в необработанном состоянии». Вот и всё. И никакого мудрования.
Господь часто через деяния человека посылает нам свою помощь. И Он через Ганемана дал нам чудесный и естественный метод врачевания людей».
В далеком 1998 году отец Валентин закончил свое выступление в программе «Здоровье» такими словами: «Мир всем! Мир в смысле спокойствия душевного, когда ты чувствуешь удивительное равновесие внутри себя, удивительную гармонию внутри себя. Это, пожалуй, самое важное. Это понятие счастья».
Как своевременны они сейчас!
Валентин Чаплин. Деонтология в гомеопатии
Гомеопатический вестник № 6–7, 2001
Принципы медицинской деонтологии, т.е. учения о должном (от греческого слова deon — должное), врачам хорошо известны. Она охватывает очень широкий аспект врачебной этики, морали и психологического взаимоотношения с людьми, в особенности с больными людьми. В задачу медицинской деонтологии входит рассмотрение наиболее благоприятных факторов, способствующих максимальному повышению полезности лечебных мероприятий. Понимание должного в медицинской этике охватывает чрезвычайно широкий круг проблем, но я хочу рассмотреть лишь некоторые из них, те, на которые не всегда обращают внимание в общей деонтологии, но которые в практике врача-гомеопата имеют особое значение.
Если врачевание считают искусством, то гомеопатия является высшим проявлением этого искусства, т.к. она владеет особым мировоззрением и глубиной философского подхода. Врачебное искусство всегда предполагало, но не всегда осуществляло деонтологический подход к больному, что несомненно сказывалось на результатах лечения. В гомеопатии игнорирование его просто недопустимо.
Первый принцип деонтологии — лечить не болезнь, а больного, что не всегда учитывается врачами нозологического мышления. В этом отношении врач-гомеопат обладает большим преимуществом, т.к. придаёт нозологическому ярлыку заболевания второстепенное значение.
Второе преимущество врача-гомеопата в том, что к нему идут люди, часто психологически подготовленные в отношении достоинств гомеопатии. Но нередко среди них бывают отчаявшиеся и потерявшие веру в излечение своих недугов. Однако необычность для некоторых гомеопатического способа лечения и информация от излечившихся людей вселяют в них искру надежды. А вера и надежда несомненно благоприятствуют лечению больного. Об этом знает каждый врач и, думаю, нет необходимости напоминать о том, что он должен настроить больного на оптимистический, жизнеутверждающий лад.
Я далёк от мысли считать гомеопатию суггестивным методом, т.к. в нашей гомеопатической практике мы на многочисленных примерах убеждались в действенности гомеопатических средств. Например, благоприятные результаты лечения детей, которых безуспешно лечили различными способами. И невозможно предположить здесь плацебо-эффект, т.к. детям безразлично, какое лекарство прописывает врач. А излечивание животных, при безуспешности других методов, напрочь отвергает суггестивное воздействие. Можно привести и другие примеры, но это адресовано тем врачам, которые не имеют опыта в гомеопатической терапии.
Но с другой стороны, было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен. И наоборот, известны случаи нейтрализации сильно действующего вещества при определённых психологических ситуациях. Я лично наблюдал, как абсолютно пьяная женщина, повариха института, после проведённого сеанса гипноза и соответствующего внушения стала трезвой. Отрицательное отношение к лечению, которое обычно помогает, может не дать ожидаемого результата. Это касается как аллопатии, так и гомеопатии. Поэтому создание соответствующего психологического настроя — необходимый спутник любого врачевания.
Оставляя в стороне весьма важные моменты, касающиеся облика врача, авторитетности, доброжелательности, сдержанности, осторожности в отношении ятрогенного воздействия и тому подобное, остановимся на некоторых специфических моментах.
Если больной впервые обратился к врачу-гомеопату, то следует ли объяснять ему основы метода? Я считаю, что при прописывании лекарства необходимо вкратце рассказать о сути гомеопатического метода, чтобы избежать возможных разочарований по поводу того, что ожидаемый эффект наступает не сразу. Понимание пациентом гомеопатического принципа поможет избежать курьёзных случаев, когда врачи, не знакомые с гомеопатией, пугают больных, считая, что им прописан яд, который может ухудшить их состояние. Вспоминается один пример, когда больному по принципу подобия был прописан Opium. В районной поликлинике его лечащий врач пришёл в ужас: как могли прописать Opium, когда больной страдает длительными запорами? Ведь в аллопатии Opium применялся как раз с противоположной целью.
Очень важно предупредить больного об обострениях болезни или возникновении новых недомоганий, возможных при гомеопатическом лечении, и объяснить ему, что это временно и является благоприятным симптомом. Может быть, целесообразно в простой, доступной форме рассказать ему о законе Геринга. Однажды я забыл предупредить о возможных подобных проявлениях. Это была девочка, страдавшая бронхиальной астмой. Через некоторое время ко мне в кабинет ворвался разъярённый отец, который обвинил меня в том, что я прописал вредное лекарство. Оказывается, ребенок покрылся сыпью, но астматических приступов у девочки не было. Такое чередование астмы и кожных проявлений известно в гомеопатии. С трудом удалось объяснить родителю суть произошедшего и дать соответствующие рекомендации. Но в данном случае сложилась благоприятная ситуация после врачебной оплошности, которую можно было скорректировать. А если больные не возвращаются и остаются с недобрым предубеждением? Поэтому лучше предварительно информировать больных о возможных проявлениях при гомеопатическом лечении.
Каждый врач обязан прививать больному представление о разумном образе жизни и здравое отношение к своему состоянию. Помимо советов по режиму питания, труда, отдыха и т.д. необходимо настроить больного на мудрое поведение в отношении своего заболевания. Нередко даже лёгкое недомогание вызывает у больных такое смятение и трагедийное отчаяние, что они готовы истязать себя бесчисленными исследованиями, анализами — всё это чревато опасностью ятрогении и бессмысленным злоупотреблением вредными для здоровья лекарствами.
Увы, лекарственная вакханалия настолько охватила людей, что лечиться становиться опасным. Не только больные, но и врачи, легкомысленно используя мощные лекарственные препараты, наносят подчас непоправимый вред организму больного. Например, применение антибиотиков, хотя это и великое достижение фармакологической науки, спасшее множество человеческих жизней, оправдано только по витальным показаниям. Однако, слишком часто мы наблюдаем бездумное, по пустякам, применение этих лекарственных средств. С точки зрения врачебной деонтологии следует считать подобное явление безнравственным и преступным.
Как показывает практика, постоянное употребление антибиотиков резко снижает сопротивляемость организма. Дети, много принимавшие антибиотики, не вылезают из «простудных» заболеваний. Это и понятно, ведь антибиотики оказались сильнейшими иммунодепрессантами. К сожалению, педиатры слишком часто лечат обычные катары верхних дыхательных путей антибиотиками, подчас весьма широкого спектра действия, объясняя это профилактикой пневмонии. Подобная «профилактика» может дорого обойтись детскому организму. Я вспоминаю многих глухих детей после применения стрептомицина и других ототоксических антибактериальных препаратов, которые, как впоследствии выяснилось, вызывают атрофию слухового нерва.
Врач обязан объяснять больному, что пустяшное недомогание подчас не требует химиотерапии, а достаточно помочь больному безвредными домашними мероприятиями (режим, физиотерапия и т.д.), иногда целесообразно применение лекарственных трав или других природных средств. Как правило, болезнь в этих случаях проходит без лекарственного воздействия. А приём сильнодействующего лекарства может помешать организму восстановить нарушенное равновесие (баланс). Следует помнить совет С.П. Боткина о выжидательной тактике, что позволяет организму, как самоорганизующейся системе, принять наиболее правильное решение. Я постоянно внушаю больным, что использование сильнодействующих «химических» лекарственных препаратов допустимо только в редких случаях, чаще всего по жизненным показаниям. А злоупотребление ими заставляет организм бороться не только с болезнью, но и с вредными последствиями лекарственного лечения. Думаю, что целесообразно заронить эту искру мудрости в сознание больного. Следует подчеркнуть, что гомеопатия решает задачу помощи больному без ущерба для организма. Особенно, если врач использует средние разведения. С помощью гомеопатии врач исполняет основной завет медицины: Noli nocere.
Врачебная деонтология не уделяет должного внимания родственникам больного, которые нередко своим неправильным поведением оказывают на него отрицательное воздействие. Особенно это касается родителей, бабушек и дедушек, которые обожая своё подрастающее поколение, совершают много ошибок в воспитании и лечении детей. Любящие родственники нередко впадают в истерическое состояние от волнения за своего ребенка, не учитывая, что поток их нервозных импульсов оказывает на детей отрицательное влияние. Я называю этих мам "клушами", когда они, без серьёзных на то оснований, «кудахчат», охают над своими детьми, мучают их различными обследованиями, анализами, консультациями у различных специалистов и травят ребёнка множеством прописанных лекарств, чем постепенно усугубляют болезненное состояние ребёнка и создают отрицательную установку на болезнь. Естественно, это не касается действительно серьезных заболеваний. Но и в этом случае нельзя создавать нервозную обстановку. Родственники — самый трудный контингент для деонтологического взаимодействия.
Даже в вопросах режима излишние суетливость и беспокойство, а подчас бессмысленное насилие, только нарушают здоровое развитие ребёнка. К примеру, как сложно убедить маму или бабушку, которые жалуются на плохой аппетит у ребенка, что насильно заставлять его есть — это значит затормозить естественную потребность организма в пище, т.е. убить природный инстинкт. Ребёнок как волчонок должен набрасываться на еду. Я всегда говорю, что ни в одной обеспеченной семье дети не умирают от голода.
Вообще приходиться много беседовать с родителями по различным вопросам воспитания и режима ребёнка, ибо причиной заболеваний может быть неправильное поведение родителей. Наконец, стоит обратить серьёзное внимание на психологическую атмосферу в семье, которая оказывает громадное влияние на состояние здоровья ребёнка. К сожалению, многие этого не понимают. Изучение этих обстоятельств поможет врачу-гомеопату найти наиболее правильный подход и целесообразное лечение. Нередко, оказывая помощь ребёнку, приходиться лечить и родителей.
Насколько я знаю, деонтология никогда не интересовалась вопросом лечения верующих людей. Принимая во внимание мой священнический сан, люди часто обращаются ко мне за духовной и врачебной помощью. Поэтому появилась широкая возможность накопить интересные наблюдения в отношении этого контингента, который обладает своеобразной спецификой. Я православный священник и, естественно, буду вести рассуждения с православных христианских позиций. Хотя уверен, что все высказанные далее мысли будут применимы ко всем конфессиям и даже к атеистически настроенным людям.
В последнее время, после периода вандальского атеизма и духовного вакуума, люди устремились в мистику. Появилось несметное число суеверий. Люди бросились к лжецелителям, колдунам, магам, экстрасенсам и т.п., часто объясняя свои болезни воздействием «дурного глаза», «порчей» и всякой другой «темной» силой. В силу того, что я совмещаю духовную и врачебную деятельность, я сталкиваюсь с весьма печальными результатами этого явления. Внушается болезнь, разрушается духовное состояние человека, что приводит подчас к серьёзным органическим нарушениям. Действительно, такая «вера» разрушительно действует на людей. Мне как священнику проще бороться с такими суевериями. «Если ты веришь, — говорю я, — не в промысел Божий, который оградит тебя от всего недоброго, а в дурные бесовские силы, творимые злыми людьми, то ты гостеприимно открываешь "врата" для болезни, т.е. создаётся установка на болезнь». Просто диву даёшься, почему легче верится в дурное, тёмное, чем в светлое, доброе Божественное Провидение. К сожалению, люди бросаются в объятия всяких подозрительных личностей, шарлатанов, которые нередко наносят вред. Даже если эти жулики и не обладают какой-либо целительной силой, что слава Богу, то они всё же могут создать отрицательную психологическую установку. Людей, попавших в подобную ситуацию, у которых нет истинной глубокой веры в Божественный промысел, переубедить подчас бывает невероятно трудно.
Под истинно верующим человеком я понимаю не того, кто внешне соблюдает церковные обряды, а того, кто по-настоящему соблюдает Божии заповеди, и кто своим мировоззрением и поведением доказывает это. Глубокая вера — великая сила, которая творит чудеса. И обычно мои наставления приносят пользу. Например, всем полезно сказать: «Помните, если мы с Богом, то "врата ада" не одолеют нас. Никакие "сглазы", "порчи" и прочая "чернота" нам не страшна. Бог защитит нас от всякой нечистой силы. Но если нет веры в Бога, то место займут всякого рода глупые суеверия. Знайте — как Бог захочет, так и будет, и никакие приметы действовать не будут». Таким образом уничтожается болезненный настрой у больного.
По обетованию Спасителя каждый получит благодатную помощь, если обратится к Богу с Верой, Надеждой и Любовию. Не случайно Господь столько раз подчеркивал целительную силу веры: «Вера твоя спасла тебя».
Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма. Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека.
Две тысячи лет тому назад, когда не было современных медицинских достижений, Великий Человековедец и Провидец — Спаситель наш Иисус Христос, Сам Великий Врач в простых Евангельских словах точно определил сущность наших страданий. Основным источником наших болезней Он назвал ГРЕХ, под которым понимается всякое неправедное поведение, влекущее за собой внутреннее дистрессовое состояние; именно грехи «разъедают» душу, а затем и тело. Эта глубина мысли заложена в словах Иисуса Христа: «Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства. Кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7, 18, 20-23). Действительно, по опыту жизни мы знаем, как разрушительно влияют греховные страсти на слабую оболочку человеческого тела. На протяжении всего Евангелия мы слышим призыв освободиться от греха стяжательства, жадности, корыстолюбия, от стремления достигнуть благополучия недобрыми путями, от суеты во имя почестей и богатства, и добрые советы освободиться от неконструктивных волнений и переживаний. И только искоренение греховных тенденций может помочь исцелению. Недаром Спаситель после своего чудесного врачевания напутствовал: «Иди и не греши более».
Думаю, что врачу будет полезно вспоминать об этих Евангельских истинах при его психотерапевтическом воздействии на больного. Если снисходят из уст врача убедительные слова, которые помогают больному переосмыслить свои жизненные установки, то это обычно дает замечательные результаты. Особенно это действенно для верующего человека, но и атеистически воспитанные пациенты нередко задумываются над смыслом своего существования, возвышаются над мелочными проблемами и начинают понимать радость духовного наслаждения.
Посещение Храма, в котором должна создаваться приподнятая молитвенная атмосфера, красота Богослужений, сопровождаемая чудными песнопениями, беседа со священником, исповедь, которая является замечательной психологической разгрузкой и врачеванием — всё это помогает создать внутреннее равновесие, благотворно влияющее на здоровье человека.
К сожалению, я нередко слышу жалобы, что после посещения Храма остаётся тяжёлое, недоброе чувство. Это наша беда, когда прихожане и даже священнослужители ведут себя недоброжелательно и грубо. Бывали случаи, когда после исповеди люди уходили более подавленные и угнетённые, что отрицательно сказывалось на их здоровье. А ведь мы молимся перед таинством исповеди о том, что «ты пришел в лечебницу и неисцеленным не уйдешь». Можно быть строгим, но добрым, чтобы исповедующийся чувствовал христианскую любовь и боль за него со стороны священника, тогда исповедь принесёт помощь и утешение. Знаменитый невропатолог Бехтерев говорил: «Если больному после посещения врача не стало легче, то это не врач». Я думаю, что это также в полной мере относится и к священникам. Но в подобных случаях необходимо убеждать больных в том, что Святая Церковь вечно непорочна, чиста и безгрешна, и мы не должны ассоциировать грешных людей, служащих в Ней, с Ее Святым назначением. Следует внушать людям, чтобы они дифференцировали это и не отвращались от спасительной помощи Святой Церкви.
Но вместе с тем полезно посоветовать: обязательно выбирать такого духовного наставника, который будет приносить утешение для души и пользу для здоровья. В мирской жизни мы также ищем такого врача, который помогает нам, а в противном случае уходим от него.
Если человек хочет быть здоровым, то он не должен опускаться до мелочных житейских страстей, а духовно воспарить над ними, понимая временное, скоропроходящее свое земное существование. Господь оставил нам непревзойдённую Книгу Мудрости, которая является бесценным путеводителем по нашей земной жизни. Читать и вникать в глубокий смысл Святого Евангелия — путь для преодоления болезненных житейских проблем. Гармония чувств, внутреннее психическое равновесие и мир в душе можно определить обычным понятием счастья, а в Евангельском понимании — это Царствие Божие внутри нас. Поэтому для обретения счастливой жизни Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Вот примерно в таком направлении желательно вести беседу с духовно подготовленным пациентом, и врачу надлежит учитывать это. Возможно врач, осенённый Свыше, найдет самые необходимые и вдохновенные слова в каждом конкретном случае. Да поможет ему Бог.
Продолжая беседу о лечении верующих пациентов, хочу остановиться на ещё одном важном вопросе. Под влиянием подчас неграмотных суждений о гомеопатии люди боятся пользоваться гомеопатическими средствами, считая, что гомеопатическое лечение противоречит Божественному учению. Некоторые священники и даже врачи, не зная достаточно предмета, самоуверенно утверждают, что потенцирование является призывом дьявольских сил. Это абсолютно неверно, это плод самодеятельной фантазии. Ибо процесс потенцирования не связан ни со словесным наговором, ни с какими-либо ритуальными действиями или колдовскими манипуляциями, а просто это особый способ последовательного разведения природных веществ, сотворённых Богом. Поэтому нет никаких оснований причислять гомеопатию к нечистым силам.
Об этом со всей определённостью в 1839 году писал Ганеман: «Гомеопатическая динамизация — это истинное пробуждение в натуральных веществах лекарственных свойств, скрытых, когда это вещество находится в необработанном состоянии» (Хронические болезни, т. 5, предисловие, стр. 249; Органон врачебного искусства, параграф 270). Вот и всё. И никакого мудрования.
Господь часто через деяния человека посылает нам свою помощь. И Он через Ганемана дал нам чудесный и естественный метод врачевания людей. Известный немецкий гомеопат Герхарт Кёлер очень хорошо отметил, что «для верующего человека Бог — это первопричина в цепи всех последующих причин. Возможности познания во врачевании распространяются поэтому не дальше области непосредственных процессов, вызывающих болезнь» (Г. Кёлер. Гомеопатия. М., Медицина, 1989. Стр. 89–90). Действительно, от нас многое сокрыто. Даже воздействие мыслей и чувств на организм человека мы толком не понимаем. Поэтому мы лечим, полагаясь на Бога, ибо материальный мир нам ясен, но над ним главенствуют Силы, которые нам не дано узреть. Однако эти Высшие Силы помогают нам мобилизовать нашу интуицию и наши знания для выбора наиболее правильного пути в лечении больного.
Проблема коммуникации врача с больным чрезвычайно обширна. Поэтому в краткой статье возможно затронуть только некоторые моменты, которые могут встретиться на пути врача. Хотелось бы надеяться, что это будет полезно.
Источник статьи «Деонтология в гомеопатии»