+7 (495) 236-76-52
Журнал
28.08.2020
Питова Светлана Георгиевна

Нервная система глазами классической и традиционной китайской медицины

Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума или совести 

свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

«Все болезни от нервов»; «Не тратьте зря нервы»; «Расшатывать нервы»; «Успокаивать нервы»; «Действовать на нервы»; «Играть на нервах»; «Нервировать»; «Нервничать»; «Нервы на взводе»; «Железные нервы»; «Обнаженные нервы»…

Что же такое нервы и нервная система в целом?

нейроны нервной системы

Обращаясь к учебнику по неврологии для медицинских вузов за авторством И.А. Скворцова, получаем ответ: «Нервная система — совокупность нервных клеток и их отростков, обладающих способностью передавать информацию и осуществлять гомеостаз организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды

Гомеостаз — саморегуляция, т.е. способность организма оставаться неизменным внутри при изменении условий внешней среды. В поддержании гомеостаза принимает участие не только нервная система. Но это уже другая история.

Если смотреть на нервную систему невооруженным глазом, мы увидим головной мозг, спинной мозг, которые вместе составляют центральную нервную систему, и те самые нервы, которые чаще всего фигурируют в разговорной речи, образующие периферическую нервную систему. Вооружившись микроскопом, можно разглядеть структурную единицу нервной системы — нервную клетку, которую называют нейроном. У типичного нейрона есть тело и два вида отростков:

Нервные клетки обладают способностью передавать информацию. Информация передается в виде нервных импульсов, как электрический ток по проводу. Тела нейронов и дендриты формируют серое вещество центральной нервной системы. Аксоны образуют нервы — «провода», достигающие в длину более метра и, так же как их электрические аналоги, покрытые своеобразной изоляцией — миелиновой оболочкой.

Строение у всех нейронов примерно одинаковое, а вот функции различаются. Одни нейроны являются приёмниками информации. Это чувствительные или афферентные нейроны. Их задача:

Там полученная информация анализируется, и принимается решение — стоит ли на нее отвечать и если «да», то как.  Когда решение принято, включаются эфферентные нейроны. Они несут информацию о принятом решении, как гонцы указ царя: «Мозг принял решение убрать руку от горячего чайника, нам ожоги не нужны!» Информация поступает к мышечным волокнам, мышцы сокращаются, рука отдергивается, ура — отделались легким испугом!

И вот тут начинается самое интересное! Решение может быть сознательным и неосознанным… Вы думали, что хозяева своим телам? … не совсем. Часть реакций на изменения среды (внешней или внутренней) происходит в обход нашего сознания. Потому что, если дать сознанию волю, то столкнувшись с информацией о горячем чайнике, оно начнет думать: а сильно ли горячо, стоит ли отдергивать руку, а куда отдергивать, а как отдергивать? Но в вопросе общения с высокими температурами важна каждая секунда, поэтому нечего думать, надо действовать. Такие бессознательные реакции называются рефлексами (помните, как мы говорим, сделав что-то неосознанно — «ой, это я рефлекторно» — т.е., подумать не успел, а уже сделал).

Рефлексы либо даны нам в наследство от предков, которые успешно ими пользовались и выжили — это врожденные, безусловные рефлексы, либо вырабатываются нами на основе опыта — это рефлексы приобретенные. Рефлексам подчиняются мышцы скелетные, мышцы всех внутренних органов и сосудов, железы внутренней и внешней секреции, в общем, все наше существо.

Рефлексы, необходимые для выживания, требующие быстроты исполнения без лишних раздумий, живут в самой древней с эволюционной точки зрения части головного мозга, которая называется ствол. Еще ее называют «рептильный мозг». Эмоции и чувства коренятся в более молодой структуре мозга, которая есть у млекопитающих — в так называемой лимбической системе. И, наконец, неокортекс (новая кора; основная часть коры головного мозга человека) отвечает за способность к мышлению, когнитивные функции, память; здесь же хранится творческий потенциал.

Итак, с точки зрения классических научных представлений нервная система — это анатомическая и функциональная совокупность взаимосвязанных структур, участвующая в формировании ответной реакции организма на изменения внутренней и/или внешней среды.

Нервная система в традиционной китайской медицине

В древнем Китае тоже неплохо знали анатомию, но во главе угла все же стояли принципы, основанные на представлении об общей структуре мироздания и человека, как его неотъемлемой части. В основе этого представления лежит понятие об Инь и Ян, и о Пяти Первоэлементах.

Инь-Ян

Все во вселенной можно разделить на структуры двух типов:

Если через эту призму рассматривать организм человека, то для каждого его органа присутствует:

Структура определяет функцию. Порядок в структуре — основа нормальной функции. Функция обеспечивает адекватное питание, а, значит, поддержание структуры. Если нарушается структура, то в зависимости от степени нарушения сразу или со временем начинает страдать и функция. И наоборот: появление функциональных нарушений рано или поздно, если ничего не предпринять, приведет к изменению структуры. Так, при нарушении питания нерва (что может произойти по разным причинам) меняется его структура, а, следовательно, и его работа по обеспечению функции иннервируемого органа или части тела. Снижение функции органа (например, мышцы) приведет к снижению его кровоснабжения, а, значит, к ослаблению питания и локального иммунитета. Что в итоге усугубляет атрофические процессы в нерве.

Пять Первоэлементов

Это: Огонь, Почва (Земля), Металл, Вода и Дерево.

Первоэлементы — это не таблица Менделеева и не коробочка с образцами пород; понимать их буквально ошибочно. Как в случае с Инь и Ян, каждому первоэлементу соответствует определенное качество:

Помните, как в фильме «Пятый элемент»: огонь горит, ветер дует, вода течет и т.д. Так и здесь. Возьмем дерево: оно уходит корнями в землю (Инь) и поднимается кроной к небу (Ян); ствол его проводит воду и питательные вещества от корней к листьям; для дерева характерна ветвистая структура; корнями оно может разрушать камни; всегда растет вверх, огибая препятствия. Дереву соответствует ветер — а это поток, но поток не водный, который бурлит, булькает, течет по определенному руслу. Этот поток легкий, практически не обладающий массой, но способный оказывать весомое воздействие. Свет сродни ветру — это тоже поток частиц.

Почему я так подробно остановилась именно на дереве и ветре? А вот почему: нервная система человека обладает ветвистой структурой, связывает нематериальное сознание (Ян) со всеми структурами тела (Инь), передает информацию в виде потоков электрических импульсов. Нервные импульсы, бегущие по нервам, можно сравнить с солнечным светом, озаряющим каждый уголок организма. Если свет очень сильный, будет слишком жарко и сухо. Не будет достаточного увлажнения и питания (например, при гипертонусе мышц). Если же света будет мало (представьте темный подвал), то будет холодно и влажно, цветы расти не будут, их заменит плесень. Конечно, если рассматривать нервную систему более детально, то в ней можно найти проявления всех первоэлементов (так же, как и аспекты Инь и Ян), но относительно выполняемой ею функции, она в первую очередь ассоциируется именно с деревом.

Согласно традиционной китайской медицине между состоянием нервной системы (включая высшую нервную деятельность) и других систем организма существует тесная взаимосвязь. Здоровье нервной системы зависит от работы остальных органов и систем, которая, в свою очередь, определяется корректностью функционирования нервных структур.

На первый взгляд все эти Инь-Ян, первоэлементы и их качества кажутся совсем не научными. Но надо помнить, что это философские, описательные понятия, не противоречащие современной науке; вопрос только в терминологии.

Надеюсь, что эта вводная статья прольет свет для пытливых умов на основы строения и функционирования нервной системы. В следующих публикациях мы смело, не боясь терминологии, поговорим о подходе традиционной китайской медицины (и его обосновании) к диагностике и лечению заболеваний нервной системы.

Продолжение следует…

Использованная литература:

  1. Скворцов И.А. Неврология развития. Руководство для врачей / Москва: издательство «Литера», 2008 г.
  2. Бадалян Л.О. Детская неврология / Москва: «МЕДпресс-информ», 2010 г.
  3. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека, издание 2-е, том 1 / Москва: «МИР», 1996 г.
Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
Про витамины 17.09.2024 Про витамины Нужна ли изоляция ребенка от окружающей среды? 13.09.2024 Нужна ли изоляция ребенка от окружающей среды? Лечение недержания/неудержания с помощью остеопатии 06.09.2024 Лечение недержания/неудержания с помощью остеопатии Неудержание мочи. Причины и лечение с позиции иглоукалывания 02.09.2024 Неудержание мочи. Причины и лечение с позиции иглоукалывания «Болезнь — точка входа в изменения» 08.08.2024 «Болезнь — точка входа в изменения» Инородные тела в ЛОР-органах в летний сезон 16.07.2024 Инородные тела в ЛОР-органах в летний сезон

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами