Как быстро наступает эффект от лечения иглоукалыванием?
Все мы обращаемся к врачу в надежде на то, что он поможет нам избавиться от боли и дискомфорта, ограничивающих нашу жизнь; улучшить ее качество — стать более здоровыми и энергичными. Приступая к лечению, мы с нетерпением ждем положительного эффекта. А если он не спешит громко заявить о себе — расстраиваемся и… начинаем сомневаться: а правильно ли мы выбрали врача и метод?
Тревога и сомнения — не лучшие помощники в лечении. Но все-таки… Сколько нужно ждать первых вестников улучшения? От чего это зависит? Какие они — эти явные признаки того, что процесс излечения уже идет? Адресуем эти вопросы врачу-иглорефлексотерапевту Zagerclinic Питовой Светлане Георгиевне.
Беседовала Наталья Аднорал
Лечение — это процесс. Он требует времени. Как он происходит? От чего зависит его скорость? По каким причинам облегчение состояния пациента может не наступить после первых сеансов?
Прежде всего, быстрота наступления эффекта от лечения (общее облегчение состояния, ослабление или исчезновение боли, повышение жизненного тонуса и др.) зависит от длительности и тяжести заболевания, с которым обращается человек.
К иглорефлексотерапевту люди чаще всего обращаются с хроническими заболеваниями, которые раньше либо особо не беспокоили человека, либо не было времени заняться своим здоровьем, а теперь, как говориться, «припекло». И человек начинает хождение по врачам. Обращается к одному специалисту — не помогает. К другому, третьему — снова нет эффекта. И в итоге доходит до врача традиционной медицины.
Хронические заболевания, длящиеся долго, приходится долго и упорно лечить. Здесь важно запастись терпением. И врачу, и пациенту.
Любая болезнь, тем более хроническая, не возникает на пустом месте. Сначала в теле возникают «благоприятные условия» — предпосылки к ее появлению. Потом постепенно развивается клиническая картина. Ее симптомы как раз человека и беспокоят. Чтобы болезнь ушла и больше не возвращалась, мало убрать ее симптомы. Необходимо «открутить» болезнь назад. А на это требуется время.
Работа иглорефлексотерапевта связана с изменением логики тела, чтобы в нем не осталось места для болезни. На изменение логики тела требуется энергия. У каждого человека в зависимости от его конституции, образа жизни, длительности и тяжести состояния количество энергии различается. Поэтому врач подходит к выбору тактики лечения индивидуально, опираясь на данные осмотра, диагностики (пульсовой и по языку), историю болезни и жалобы пациента. Задача — не превратить процесс лечения в слишком сильный стресс для организма. Потому что чрезмерное воздействие может оказаться непосильным для конкретного человека и привести к серьезному обострению и ухудшению самочувствия. А на то, чтобы справиться с обострением, уйдет слишком много энергии, которой и так у организма не много.
Возвращаясь к вопросу о скорости процесса лечения, подведем итог. Для пациента критерием успешного лечения служит ослабление или исчезновение неприятных симптомов. Для врача это тоже имеет значение, как маркер выздоровления. Но главный фокус внимания врача направлен не столько на симптомы, как «верхушку айсберга», сколько на сам «айсберг» — болезнь с ее основой — причинами, условиями и логикой процесса. Поэтому часто бывает так, что врач (например, по пульсу) понимает, что процесс лечения уже запущен и идет в нужном направлении, а беспокоящие пациенты симптомы еще могут оставаться. На то, чтобы ушли и они, требуется время. И это время зачастую пропорционально давности существования болезни.
Можно ли сказать, что «свежая» болезненная ситуация разрешается гораздо быстрее, чем хроническая?
Да. Недавно возникшая болезнь легче поддается лечению, и ее симптомы ослабляются или исчезают гораздо быстрее. Например, если человека вчера продуло, а сегодня он пришел к иглотерапевту, завтра уже скорее всего наступит ощутимое облегчение. Но если боль длится полгода, то тело уже успело перестроиться под эту боль. И надеяться на то, что болезнь пройдет за три сеанса, не приходится. Возвращение тела к «матрице здоровья» требует времени и сил.
Во время подобной перестройки могут возникнуть ухудшения? Или даже появиться новые симптомы?
Обострение может случиться. Чаще всего это происходит на 5–7 сеансе. Лечение классической физиотерапией тоже в 90 % случаев проходит через обострение.
В такой ситуации новые симптомы — это хорошо забытые старые. Т.е., эти симптомы беспокоили человека когда-то, а потом исчезли (появились новые). Их возобновление связано с тем, что тело проходит через процесс обратного развития болезни. Возможно, что старые симптомы человек не соотносит с текущей болезнью. Но они были первыми ступеньками к тому состоянию, к которому человек пришел на данный момент. Для того, чтобы вернуть тело в состояние здоровья, через эти ступеньки нужно снова пройти. У кого-то это происходит почти незаметно, у кого-то — очень ярко. Это зависит от индивидуальных особенностей.
Можно сказать, что это временное явление? Сколько оно может длиться?
Чаще всего обострение продолжается не дольше 4–5 дней. В некотором смысле это даже можно считать критерием того, что лечение работает.
Бывают ли случаи, когда улучшение не наступает в течение первого курса иглотерапии? И для его достижения требуются повторные курсы?
С точки зрения врача уже в конце первого курса (состоящего из 12 сеансов) хоть какой-нибудь прогресс обязательно есть. Другое дело, что для самого человека он может быть недостаточно ярким, может не соответствовать его ожиданиям.
Вместе с окончанием курса процесс лечения тоже заканчивается?
Нет. Врач во время курса задает вектор выздоровления. И в течение еще трех недель после завершения курса лечение продолжается — организм продолжает меняться. Т.е., в течение 12 сеансов организм «набирает обороты», разгоняется в нужном направлении, а потом еще три недели движется по накатанной и приходит к качественно новому состоянию.
В случае необходимости продолжить лечение, врач просит пациента через месяц повторить курс. И логика этого курса уже будет строиться, исходя из достигнутого в ходе предыдущего курса и в ходе последующих трех недель самовосстановления.
В течение этих трех недель меняется и пульс, и самочувствие пациента. Именно в это время может произойти заметное улучшение.
По этой причине в нашей системе не приняты курсы, состоящие из 24 сеансов. Проводится 12 сеансов, потом организму дается время на перестройку. И потом, при необходимости, стартует новый курс — продолжение лечения, которое происходит уже с качественно нового уровня.
Раз процесс лечения продолжается три недели после окончания курса, значит, в этот период остаются актуальными все рекомендации, данные врачом во время его прохождения?
Конечно. Надо продолжать щадить организм и поддерживать хорошие условия для его восстановления. Поэтому все рекомендации, касающиеся питания, водного режима, режима сна-бодрствования, физических нагрузок, остаются актуальными.
Правильное питание и достаточное употребление воды помогают сохранить подвижность и текучесть всем жидкостям организма — важнейшее условие процесса выздоровления. Продолжающее излечение требует сил, поэтому надо продолжать соблюдать режим сна, не перегружать организм чрезмерными физическими упражнениями. Запрет на употребление спиртных напитков в период лечения связан с тем, что алкоголь сгущает жидкости (состояние похмелья — следствие обезвоживания).
Конечно, по окончании лечения неплохо бы продолжать помогать организму оставаться в качественно новом состоянии здоровья. В этом смысле, поддержание здоровья находится уже в руках самого человека.
Иногда человеку кажется, что чем больше лечебных методов он одновременно будет использовать, тем быстрее наступит выздоровление. Например, стремится дополнить сеансы иглотерапии посещениями других специалистов (остеопатов, гомеопатов, массажистов, физиотерапевтов и др.) Правильно ли это?
Лучше подобное решение принимать вместе со своим лечащим врачом. Иногда врач сам может порекомендовать пациенту обратить к конкретному специалисту и дополнить иглотерапию еще каким-нибудь методом. Например, в некоторых случаях курс иглоукалывания идет параллельно с лечением у ЛОР-врача. Это ускоряет процесс лечения ЛОР-заболеваний и помогает быстрее справиться с обострением. Иногда во время курса используется массаж. Но, опять же, решение о его целесообразности должен принимать лечащий врач. Потому что, например, при радикулитах в острой фазе массаж противопоказан. Бывает так, что человек обращается к иглотерапевту с сильными болями в спине. После первого сеанса, не почувствовав облегчение, идет на массаж и получает еще большее обострение.
Иногда иглоукалывание сопровождается лечением у остеопата. Но и здесь важно, во-первых, чтобы и остеопат, и иглотерапевт были в курсе, что человек совмещает два метода. Потому что у каждого врача есть стратегия ведения пациента, и врач должен быть в курсе того, кто и как в нее вмешивается. Во-вторых, не стоит проходить две процедуры в один день. Потому что, в противном случае, нагрузка на организм человека может оказаться чрезмерной.
Т.е., лечащий врач всегда оценивает, хватит ли у пациента сил выдержать дополнительное воздействие. Не приведет ли оно к ухудшению состояния. Как мы уже говорили, процесс лечения требует энергии. Поэтому больше, не всегда лучше. Слишком много разных воздействий на организм способно его истощить, вместо того, чтобы помочь ему восстановиться.