Иллюстрации к основному биологическому закону
Чем сильнее воздействие, тем выраженнее эффект? И да, и нет. Да, если речь идет о забивании гвоздя или выталкивании застрявшей машины, где, действительно, сила определяет успех. Нет — для многих других физико-химических явлений. Например, таких, как резонанс. Вспомним мост, рухнувший под действием маршировавшей в ногу роты солдат (с тех пор военным запрещено ходить по мостам маршевым шагом). Или стакан, разлетающийся на мелкие осколки при взятии голосом нужной ноты.

Для живых организмов приведенная выше закономерность соблюдается в случае разрушительного действия механических, электрических, термических, химических и пр. факторов высокой интенсивности. И нарушается, когда те же факторы действуют с меньшей силой.
Основной биологический закон
В конце XIX века закономерность отклика живых систем на раздражители различной силы получила статус основного биологического закона Арндта-Шульца:
- слабые раздражители стимулируют работу живых систем (клеток, органов, тканей, организмов);
- средние — поддерживают;
- сильные — блокируют (тормозят);
- очень сильные — разрушают (парализуют).
В 1883 г. профессор-психиатр Грейфсвальдского университета Рудольф Арндт, распространил положения закона Пфлюгера (Pfliiger) о влиянии на мышцу гальванического тока на все раздражения, придав впоследствии этим положениям значение основного биологического закона. В 1892 и 1895 гг. Арндт опубликовал «Biologische Studien» в двух частях, стремясь обосновать свой закон на ряде разнообразных биологических проявлений.
В 1887 г. профессор фармакологии того же университета Гуго Шульц напечатал статью, где высказал аналогичные положения по отношению к медикаментам, действие которых на орган зависит от дозы.
В 1888 г. появилась работа Шульца о действии ядов на дрожжи, где автор приводит экспериментальные подтверждения своим положениям и дает более общую формулировку закона: возбуждающее действие всякого раздражения на жизненную деятельность любой клетки обратно пропорционально силе раздражения.
Последующие исследования показали, что этот закон применим не только к биологии, например, он справедлив для действия катализаторов на ферментативные процессы и пр.
Интерес к закону Арндта-Шульца в последние годы особенно возрос применительно к обсуждению гомеопатии.
В XX веке этот закон получил многократное подтверждение в экспериментах с влиянием различных доз химических веществ, в том числе, лекарственных препаратов и ядов, как на отдельные клетки и органы, так и на организм в целом. Но его практическое применение в лечении человека уходит корнями в прошлое. Из относительно недавнего прошлого (и активного настоящего) стоит вспомнить гомеопатию — метод, в котором лечебный препарат содержит сверхмалые дозы вещества или (в очень высоких потенциях) не содержит их вовсе. Более древними стоит считать подчиняющиеся данной закономерности лечебные воздействия Парацельса и Гиппократа; методы иглоукалывания и даосского массажа.
У Парацельса и Гиппократа речь идет о веществах (ядах, например) в больших и малых дозах. В китайских лечебных практиках — о силе воздействия иглами, сигарами, руками. Например, если в какой-то области организма (точке, зоне) диагностируется переизбыток энергии (излишнее напряжение, возбуждение), то на нее оказывается интенсивное воздействие (сильное давление, прогревание и др.), имеющее, как это ни парадоксально, успокаивающий характер. Напротив, энергетически ослабленная область нуждается в воздействии нежном, малоинтенсивном, которое оказывает стимулирующий эффект.
Не чужд этот принцип и психотерапии. Например, некоторые врачи назначают страдающим депрессией (дословно — подавление) людям отнюдь не жизнеутверждающие комиксы, комедии, яркие краски и впечатления. А, напротив, советуют им пребывание в помещениях и ношение одежды темных, мрачных тонов; размышление наедине с собой на темы одиночества и смерти. Возможно, в этом случае (как и в примере с мостом и стаканом) в основе излечения лежит эффект резонанса, когда малое воздействие рождает большой отклик. Именно он помогает усилить скрытые (подавленные) тенденции, вывести их на поверхность и разрешить. А также — стимулировать необходимые для этой работы внутренние силы пациента.
В некотором смысле иллюстрацией закона Арндта-Шульца служит метод «кнута и пряника», применяемый как к людям, так и к животным. И педагоги, и кинологи знают, что далеко не всегда сильное воздействие (словом или «кнутом») способно вразумить «сбившегося с пути истинного». Иногда гораздо больший и стойкий воспитательный эффект приносит малый (и нежный!) жест или слово.
Еще пример, иллюстрирующий действие этого закона. Представим себе перевозбужденного дневными событиями человека, которому трудно уснуть, несмотря на очевидную усталость. Обычно в этой ситуации советуют принимать седативные (успокоительные) средства, подавляющие активность нервной системы. Но некоторые на собственном опыте убедились в не меньшем (а для кого-то — более эффективном) успокаивающем действии сделанной на ночь активной зарядки.
И последнее. Довольно давно в лаборатории И.П. Павлова были получены интересные данные: кора головного мозга по-разному реагирует на раздражители извне в зависимости от своего состояния (его диапазон — от полного возбуждения до полного торможения). В одном из переходных состояний нейроны коры отвечают только на очень слабые раздражители, а сильные «не замечают» вовсе.
Промежуточный итог
- Ответ на вопрос «Чем сильнее воздействие, тем выраженнее эффект?» для живых организмов будет утвердительным для разрушения (подавления) чего-либо и очень неоднозначным, когда речь идет о созидании (восстановлении).
- В приведенных примерах прослеживается аналогия между законом Арндта-Шульца и принципом «Подобное исцеляет подобное» (на основе взаимосвязи между характером нарушений и силой терапевтического воздействия).
В следующем материале мы проиллюстрируем данные закономерности исследованиями эффектов сверхмалых доз на живые организмы.