+7 (495) 236-76-52
Журнал
10.07.2023
Наталья Аднорал

Философия здоровья. О чем, для кого и зачем?

Представим мироздание в виде перевернутого дерева с кроной, стволом и корнями. Раскидистая крона с листьями и плодами (внизу) — разнообразные объекты и явления мира проявленного. Если мы сделаем срез через крону, то получим плоскость с множеством точек — проекций. В динамике жизни эти «точки» будут демонстрировать явную согласованность и взаимозависимость. Но причина этой взаимосвязи останется неизвестной до тех пор, пока мы не поднимемся вверх и не найдем ствол (или хотя бы не предположим его наличие), от которого и отходят многочисленные ветви с листьями и плодами. Все, что наука в состоянии увидеть и измерить — это те самые «точки», отвечающие на вопросы «что» и «как» происходит в мире. Ствол глазами и их продолжением — приборами, увидеть невозможно. Его можно узреть только мысленным взором. А поводом и проводником к восхождению на новый уровень познания служит вопрос «почему». Ведь именно на него отвечает ствол — философия, предметом изучения которой служат универсальные Законы и Принципы существования. Отчасти философия проникает еще выше — в область корней — смысла, осмеливаясь задать вопрос «зачем» или «для чего» все происходит так, а не иначе.  

Эта аналогия с древом — одним из древнейших символов Жизни, наглядно показывает, что главными объектами философского поиска служат всеобщие законы мироздания (природы и общества), а также — основные ценности и смыслы человека, и человечества. Что отражается в академическом определении:

Философия — это особая формаобщественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Использованный выше принцип аналогии сам по себе иллюстрирует философский подход к познанию неизвестного с помощью уже изученных связей и закономерностей: мы видим, как устроено дерево и почему его ветви существуют не сами по себе, а в единстве со стволом и корнями, и можем экстраполировать это видение на устройство мироздания.

В этом то и сила философии — в возможности познания неизвестного с помощью уже открытых принципов устройства мира проявленного, который мы в состоянии увидеть, потрогать и измерить. Как сказал то ли Аристотель, то ли Декарт, то ли Гельвеций — «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

Актуален ли такой подход для медицины? Могут ли плоды философского поиска помочь врачам лечить, а пациентам выздоравливать? Теоретически — да. Ведь несмотря на огромный фактический материал, накопленный медициной и смежными с ней науками, наши знания о человеке еще далеко не абсолютны. Продвижение вглубь понимания устройства человека, природы болезни, причин и закономерностей ее развития — открывает для врачей новые горизонты и возможности на пути облегчения страданий. А пациентам помогает осознать себя не пассивным «полем» для врачебных манипуляций, а активным соучастником на пути возвращения здоровья, понимающим, что зависит от врача, а что — от их собственных усилий.

В качестве иллюстрации вышесказанного предлагаем применить философский подход к искусству лечения на примере рассмотрения практических аспектов универсального Закона существования — Закона Единства. Сформулируем относящиеся к нему принципы, приведем примеры их отражения в уже известных науке фактах и предположим, что еще могут привнести эти знания в практику врачевания.

Закон единства (объединения)

1. Принцип иерархичности

Любой объект мироздания одновременно служит и целым по отношению к составляющим его частям, и частью целого высшего порядка. Будучи целым, задает своим частям правила сосуществования, служащие целям сохранения целостности. Будучи частью, подчиняется законам вышестоящей инстанции. Чем четче части следуют этим правилам, тем здоровее целое. Неподчинение правилам ведет к дисбалансу и утрате целостности, а, значит, и здоровья. «Части» несамодостаточны, их существование отдельно от целого, вне связи с другими частями невозможно.

Например, организм человека служит целым для клеток (а также для молекул, атомов, субатомных частиц) и частью биосферы, Земли, солнечной системы, Галактики... Вселенной. 

Возьмем клетку. Способна ли она жить независимо от организма? Нет, даже если ее поместить в условия, приближенные к «родным» (температура, состав среды). Да, существуют культуры клеток, но чтобы их вырастить, надо стартовать не с одной, а, как минимум, с сотен клеток. В противном случае они не станут делиться и в итоге погибнут. У любого правила есть исключения, которые лишь подтверждают правило. В данном случае относительно самодостаточными являются два типа клеток: оплодотворенная яйцеклетка и раковая клетка.

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) способна жить и даже начать превращаться в многоклеточный зародыш вне организма. Это ее свойство — основа для ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) — «зачатия в пробирке» и клонирования. Почему это исключение лишь подтверждает общее правило? Потому что зигота — это «целое в потенциале», исходная «точка» зарождения организма (здесь уже проявляется принцип голографичности, который будет подробнее рассмотрен ниже).

Раковая клетка, находясь в питательной среде вне организма, может существовать и воспроизводиться десятки лет (например, клетки линии HeLa, полученные от пациентки, умершей от рака в 50-ые годы прошлого века, до сих пор используются в экспериментах), но без этой среды все равно погибнет. Раковая клетка идет против Закона Целого в угоду «частным» интересам — обретению личной свободы и бессмертия. В отличие от зиготы, дающей начало гармоничному сообществу разнообразных клеток, раковая клетка многократно воспроизводит саму себя.

Организм человека тоже несамодостаточен. Вне включенности, причастности к другим живым и т.н. «неживым» объектам мироздания его жизнь немыслима. Причем для человека целым является не только планета Земля и вышестоящие космические объекты, но и социум, без связей с которым человек перестает быть человеком.

Может ли часть нарушить закон целого и остаться живой и здоровой? В краткосрочной перспективе, да. В здоровом организме любая клетка, выходящая из повиновения по тем или иным причинам (старение, мутации и др.) подлежит уничтожению (либо включением программы самоликвидации — апоптоза, либо — с помощью специальных клеток — киллеров). Ежедневно в организме образуются десятки тысяч потенциальных раковых клеток, и все они распознаются и выводятся из игры. Появление раковых клеток, которым удается уйти от наказания и развернуть свою разрушительную деятельность, ставит под угрозу весь организм. Ответ на вопрос, почему так происходит, несмотря на предусмотренные системы контроля и защиты, явно следует искать не на уровне клеток, а на уровне организма в целом. И даже более того, на уровне человека в единстве тела, души и духа.

В долгосрочной перспективе часть, идущая против Закона Целого в угоду «частным» интересам — обретению личной свободы и бессмертия, обречена. Ибо, используя организм в качестве ресурсов на пути к обретению личного бессмертия, она в итоге уничтожает не только «источник ресурсов», но и саму себя. Перемещение фокуса внимания с клеток на сообщество людей рождает вопрос: не подобный ли итог может ожидать человечество, если оно не перестанет упорствовать в следовании «раковой» концепции?

Что нам дает знание этого принципа?

Часть немыслима вне контекста целого. Исследование свойств отдельных частей без учета их встроенности в целое высшего порядка несет лишь ограниченную информацию. Нарушение связей части и целого ведет к дисгармонии-болезни. Самодостаточность — иллюзия. Каждый из нас может полноценно существовать лишь внутри общности. Причастность чему-то и кому-то — одно из условий здоровья как на физическом, так и на психическом уровне.

  1. Опыты in vitro никогда не дадут исчерпывающего представления о действии вещества in vivo — в целом организме. Поведение стволовых клеток в культуре (при воздействии тех или иных веществ, изменении микроокружения и пр.) нельзя однозначно экстраполировать на живой организм. Отсюда и непредсказуемые в эксперименте последствия использования стволовых клеток в терапии различных заболеваний, когда вместо излечения, происходит, например, стимуляция роста опухолей.
  2. Никакой орган, ткань, клеточный тип в организме не может быть «излечен» отдельно. Болеет всегда человек, а не какая-то из его составляющих. Отсюда старый тезис: «Лечить не болезнь, а больного».
    Например: больной зуб — сигнал от организма в целом. Удалить или депульпировать зуб, значит, пренебречь этим сигналом и «решить» проблему локально и на краткосрочную перспективу. Сама же проблема никуда не денется, а лишь будет вынуждена искать иные способы заявить о себе. Это не значит, что зубы не надо лечить. Надо. Но лечением организма это станет только при условии, что сигнал от него принят, распознан, и помощь оказана.
  3. Существующая в медицине узкая специализация — лишь этап на пути к естественной, целостной медицине.
  4. Многие болезни возникают вследствие нарушения связей между человеком и миром — как природой, так и социумом (болезни дезадаптации). В лечении человека важно учитывать этот фактор.
  5. Организм и личность в гомеопатии. Излечение невозможно без учета «интересов» обеих сторон.

Обращение к принципу иерархичности рождает ряд вопросов:

Как в лечении врач может учитывать факт нарушения связи? Как ее восстановить? Что для этого в состоянии сделать врач, а что зависит только от пациента? Какие советы стоит дать пациенту? Что в контексте этого принципа представляет собой «образ жизни» и «образ мысли»? Кто способен научить пациента жить в согласии и с собой, и с миром?

Поиск ответов не стоит ограничивать только медицинскими дисциплинами, он явно шире. По сути и психологи, и педагоги — тоже врачи, помогающие человеку восстановить свою причастность к миру и социуму.

2. Принцип эмерджентности (динамической иерархичности)

«Целое есть нечто большее, чем сумма его частей»

Это принцип означает появление у целого новых свойств и возможностей, отсутствующих у его компонентов. Он неразрывно связан с предыдущим и добавляет к пониманию устройства мира и человека новые оттенки и смыслы.

Эмердже́нтность (от англ. emergent «возникающий, неожиданно появляющийся») в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним — «системный эффект».

Древнегреческий философ Платон сформулировал тот же самый принцип как: «Целое есть нечто большее, чем сумма его частей».

Тенденция к объединению универсальна — это факт, содержащийся в принципе иерархичности. Но возникает вопрос: в чем причина и смысл объединения частей в целое более высокого уровня организации? Например, зачем атомам объединяться в молекулы, а клеткам — в организмы? Жили бы себе на свободе, ничем и никем не ограниченные!

1. Объединение рождает порядок!

Наука говорит, что атомам выгодно объединяться в молекулы, так как снижение так называемой свободной энергии с лихвой компенсируется уменьшением хаоса (по-научному энтропии) и возрастанием порядка! А созидание порядка — это Закон, которому атомы не могут не подчиниться. Кстати, «космос» — результат действия вышеупомянутого Закона (его еще называют Теос, Творец, Демиург и др.) на первозданный хаос — в переводе с греческого и означает «порядок».

Элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих свойств, которые теперь выражаются от лица всей системы, причем на уровне ее отдельных компонентов этих характеристик могло и не быть. Коллективные свойства «живут» на более высоком иерархическом уровне, нежели элементы системы. В науке синергетике, следуя Г. Хакену, их принято называть параметрами порядка — именно они описывают смысл и цели системы.

 

2. Родство. «Мы с тобой одной крови».

У атомов с точки зрения науки есть еще один резон объединяться — их родство! Атомы не чужды друг другу, ибо когда-то давно, на заре Вселенной, возникли из Единого в результате Большого Взрыва или каким-то иным путем (поскольку у теории Большого Взрыва есть альтернативы).

«Кровное родство» клеток нашего организма тоже очевидно, ибо все они (1014) произошли из одной клетки (оплодотворенной яйцеклетки).

3. Новые возможности развития.

Помимо стремления к порядку и «кровного» родства, атомы и клетки привлекает друг к другу и перспектива новых возможностей (а эволюция, развитие, совершенствование — это тоже Закон). Например:

  1. «Сладкость» глюкозы, образованной атомами углерода, кислорода и водорода, есть качество целого, отсутствующее у составляющих ее атомов, взятых по отдельности.
  2. Одиночный нейрон червя по своей структуре и «способностям» практически не отличается от одиночного нейрона человека. Чего не скажешь о строении и возможностях головного мозга человека и червячка. Причина в том, что в головном мозге человека 1010 нейронов, а в мозге червя вида C. elegans nematode — всего 302. Получается, что несопоставимые по сложности процессы в мозге человека — следствие объединения нейронов и установления огромного разнообразия связей между ними.

Что нам дает знание этого принципа?

Объединение творит порядок из хаоса, наделяет созданную систему новыми связями, возможностями и перспективами развития, делает ее более пластичной и прочной. Все эти благоприобретения с лихвой компенсируют потерю «личной» свободы отдельных элементов.

Выход за собственные границы, причастность чему-то большему, нежели повседневные, «бытовые» цели и интересы, делает человека более устойчивым и здоровым. Что немаловажно в наши непростые времена. Объединение с близкими по духу людьми, с природой создает новые связи, открывает в человеке новые грани, способности и таланты, которые так и остались бы в латентном состоянии, если бы человек отстаивал свою самодостаточность. И… дает шанс обрести счастье. Недаром слова «причастность» и «счастье» имеют общий корень. 

Из принципа иерархичности следовало, что лечить надо не болезнь (того или иного органа или системы — как части целого), а больного (целое). Из принципа динамической иерархичности следует тот же тезис. Только здесь под понятием «больной» понимается не просто организм в целом, а человек в единстве тела, психики и духа.

Отсюда следует и признанный в холистической медицине принцип индивидуализации:

Принцип «целое есть нечто большее, чем сумма частей» — еще один аргумент в пользу сотворчества врача и пациента на пути к здоровью. Ведь объединение лечебного воздействия с усилиями пациента (и на уровне действий, и на уровне осознания) выводит процесс исцеления на качественно новый уровень.

3. Принцип голографичности

«Часть несет в себе информацию о целом»

«Голографическим» этот принцип называется потому, что его можно наглядно продемонстрировать на примере голографии.

Гологра́фия (др.-греч. «ὅλος» — «полный» и «γραφή» — «пишу») — особый фотографический метод, при котором с помощью лазера регистрируются, а затем восстанавливаются изображения трехмерных объектов, в высшей степени похожие на реальные.

Если разрезать на части обычную фотографию, мы получим кусочки пазла, которые воспроизведут изображение только при правильном их воссоединении. А если разрезать на много маленьких частей голографическую пластину, то, облучая каждую из них опорным лучом (который участвовал в получении самой голограммы), мы получим цельное изображение объекта более низкого качества.

Яркой иллюстрацией этого принципа служит уже упоминаемая ранее зигота (оплодотворенная яйцеклетка). Организм каждого из нас начинался с этой клетки-родоначальницы. Но исследования конца прошлого столетия показали, что не только зигота, а любая клетка человека (и иного многоклеточного существа) потенциально способна дать начало новому организму. Так как, являясь потомком клетки-родоначальницы, содержит в своем ядре ту же самую генетическую информацию (ДНК, заключенную в хромосомы), необходимую и достаточную для воссоздания целого организма. При определенных условиях эта потенциальность способна реализоваться, что доказали опыты по клонированию (успешные для животных некоторых видов, но не человека). Например, широко известная овечка Долли появилась на свет из клетки-химеры — зиготы, у которой ее «родное» ядро было заменено на ядро клетки молочной железы взрослой овцы. В результате Долли стала ее точной копией (клоном).

Что нам дает знание этого принципа?

Принцип голографичности очень широко используется в холистической медицине, являясь основой диагностики и лечения по проекционным зонам на ушах, глазах, языке, животе, кистях и стопах и др. частях тела: иридодиагностики, аурикулотерапии, абдоминальной акупунктуры, диагностики по языку и пульсу, су-джок терапии, и пр. Зубы тоже имеют связь с внутренними органами, железами внутренней секреции, позвонками. Поэтому болезненные изменения в том или ином зубе могут сигнализировать о дисбалансе в соответствующем органе. В классической медицине нередки случаи, когда острая зубная боль служит симптомом инфаркта миокарда. Удаление больного зуба не решает проблему страдающего органа, а лишь вынуждает организм искать новые способы выражения существующей проблемы.

Этот принцип применим и к гомеопатическому методу. Любой частный симптом, будучи средством выражения жизненной силы (категории целого), может стать для врача-гомеопата проводником к необходимому лекарству. Даже если этот симптом никак не вписывается в классическую картину болезни пациента. Например, человеку поставлен диагноз — дискинезия желчевыводящих путей. А для него в данный момент времени на первом месте стоит не проблема с пищеварением, а ограничения движения в коленном суставе. Подробный анализ симптомов, связанных с коленом, приведет врача к гомеопатическому препарату, который не только восстановит подвижность сустава, но и нормализует состояние печени и желчного пузыря. Поэтому в гомеопатии существует правило: не пренебрегать никаким симптомом, сколь бы незначительным или неуместным (так как не вписывается в стройную картину болезни) он ни казался.

Если в телесном плане лечебное воздействие на часть способно оздоровить целое, то почему бы не допустить, что тот же принцип будет работать и на плане духовном?! И усилия «части» на пути не только физического здоровья поможет «целому» (обществу, планете) стать более гармоничным. Этот принцип емко и точно сформулировал (и прожил) Махатма Ганди: «Если хочешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением».

 

Из Закона Единства следует еще один принцип, значимый для понимания науки и искусства врачевания — принцип подобия. Подробно о нем рассказывает статья «Основы гомеопатии. Принцип подобия» (https://rushomeo.ru/2022/08/03/osnovy-gomeopatii-princip-podobiya/).

Смысл — причина, идущая из будущего

«Предметом» философии являются не только универсальные законы и принципы, но и смыслы («корни» в аналогии с древом Жизни).

Понимание физических и психических причин, приведших к болезни, может помочь в ее лечении. Но кто сказал, что причины всегда лежат в прошлом? Они могут прийти и из будущего. Только в этом случае их уместнее назвать смыслами, а не причинами. Ведь они отвечают на вопрос «для чего», а не «почему». «Для чего я заболел?» — «Что я имею возможность понять, открыть, изменить?»

Обращение к смыслу болезни — это вектор, направленный в будущее. К новому себе, к новому миру. Это способ осознать себя не жертвой разрушительных обстоятельств и ошибок прошлого, а творцом собственной судьбы. Это не только шанс увидеть новые горизонты, но и источник сил для их достижения.

Смысл — емок. Он не требует много слов для своего выражения, ибо содержит в себе суть. Так короткая цитата из «Цитадели» Антуан де Сент-Экзюпери отражает суть всего вышесказанного о философии и ее целительном потенциале:

«Одиночество, Господи, плод души-калеки. Смысл вещей — вот родная земля души. Храм — смысл существования камней. Душа расправляет крылья только на просторах смысла, не вещи нужны ей — картина, что возникла, когда они слились воедино. Научи меня видеть сквозь дробность целое. Тогда, о Господи, я перестану быть одинокой

P.S.

Все, что говорилось в разделах «Что нам дает знание этого принципа?» — вовсе не догма, а один из примеров размышлений над практической стороной философского принципа. Уверены, что у вас, уважаемые читатели, будут свои ответы — идеи.

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
Какими качествами должен обладать врач будущего? 30.05.2024 Какими качествами должен обладать врач будущего? Чем хороша гомеопатия? 25.05.2024 Чем хороша гомеопатия? Чем хороша профессия врача? 21.05.2024 Чем хороша профессия врача? Метеочувствительность. Причины и лечение иглоукалыванием 18.05.2024 Метеочувствительность. Причины и лечение иглоукалыванием Нейросенсорная тугоухость. Лечение иглоукалыванием 15.05.2024 Нейросенсорная тугоухость. Лечение иглоукалыванием Лечение репродуктивной системы. Юный возраст 30.04.2024 Лечение репродуктивной системы. Юный возраст

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами