13.06.2019
Филипьева Полина Викторовна

Экссудативный средний отит

Содержание

Экссудативный средний отит (ЭСО) — негнойное заболевание среднего уха, характеризующееся скоплением жидкости (серозного экссудата) в барабанной полости.

В развитии заболевания решающую роль играет евстахиева (слуховая) труба. Этот орган соединяет барабанную полость с носоглоткой, выполняет дренажную функцию барабанной полости. В нормальном состоянии вход в слуховую трубу закрыт. При глотании происходит временное открытие входа, благодаря которому воздух поднимается по трубе и, достигая барабанной полости, выравнивает в ней давление (оно становится равным атмосферному). Любой человек может слышать проникновение воздуха в барабанную полость по характерному внутреннему звуку, появляющемуся в результате натяжения барабанной перепонки (шелест бумаги, хруст снега).

Причина накопления экссудата в среднем ухе заключается в долговременном блокировании евстахиевой трубы в связи с отеком ее стенок. С одной стороны, это приводит к снижению давления в барабанной полости, с другой — к отеку ее слизистой. Оба фактора по отдельности и в совокупности стимулируют процесс экссудации. Стенки трубы сужены настолько, что прохождение воздуха в барабанную полость оказывается затрудненным или полностью блокированным.

В некоторых случаях экссудат возникает по причине снижения тургора тканей, выстилающих внутреннюю поверхность евстахиевой трубки. Их неэластичность приводит к сужению диаметра трубки и снижению давления в ушной полости.

Почему возникает экссудативный отит

Существует множество причин развития экссудативного отита:

Жалобы при экссудативном отите

Отличительная особенность этого вида отита — безболезненное протекание.

Симптомы:

Лечение экссудативного отита

Тактика лечения определяется стадией развития воспалительных процессов в ухе. Незапущенные (неосложненные) формы ЭСО поддаются медикаментозному лечению. Чтобы устранить отек слизистых и восстановить вентиляционную функцию евстахиевой трубы применяют медикаментозные препараты. Назначаются физиотерапевтические процедуры (лазерная терапия, электрофорез). Большинство из них направлены на улучшение трофики тканей и ускорение процессов их регенерации. Это способствует устранению воспалительных процессов и, соответственно, увеличению внутреннего диаметра евстахиевой трубы. Лечение ЭСО в детском возрасте включает в себя также продувание слуховых труб по Политцеру, кинезитерапию, пневмомассаж барабанных перепонок.

Катетеризация устьев слуховых труб проводится у детей старшего школьного возраста и у взрослых. Данная процедура заключается в том, что через слуховую трубу вводятся препараты, которые снижают воспаление в слуховой трубе, разжижают экссудат и способствуют его выведению.

Со временем скапливающаяся жидкость (экссудат) в полости среднего уха превращается в густую слизь, что затрудняет звукопроведение. Далее выработка экссудата постепенно уменьшается и прекращается совсем, но слизистые оболочки уже сильно истончены, деформированы, а вслед за этим поражаются слуховые косточки. Формируется хроническое воспаление в среднем ухе с образованием спаек и соединительнотканных тяжей.

Таким образом развивается уже адгезивный отит. При длительном течении заболевания экссудат может оказывать токсическое действие на слуховые рецепторы, нарушая не только звукопроведение, но и звуковосприятие. Т.е., развивается стойкая тугоухость. Такое развитие ЭСО может привести к необратимым последствиям в ухе и, даже, к глухоте.

Запущенные (осложненные) формы ЭСО требуют хирургического лечения. У детей чаще всего проводится аденотомия с миринготомией или с шунтированием барабанной полости.

Очень часто диагностика ЭСО носит случайный характер, особенно у детей младшего возраста. Поэтому при малейших признаках заложенности, снижения слуха следует обратиться к ЛОР-врачу!

Будьте здоровы!

Двусторонний экссудативный средний отит Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сыну 4 года, 10 был в стационаре, диагноз при поступлении двусторонний экссудативный средний отит, двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени, хронический аденоидит. Гипертрофия аденоидов 2 степени, небных миндалин 2 степени. В итоге с таким же диагнозом нас выписали, сказали через месяц пройти сурдолога, если изменения не появится, тогда остаётся делать операцию на уши и аденоиды. Так ли это или можно ещё какие либо методы испробовать, чтоб избежать операции

Ответ: В нашей клинике, в большинстве случаев, удаётся разрешить такую ситуацию без операции.

С уважением, Голубовский Г.А.

Читайте по теме
О важности позиции выживания или творчества для выздоровления 06.05.2021 О важности позиции выживания или творчества для выздоровления Как работает гомеопатический препарат 26.04.2021 Как работает гомеопатический препарат Духовная кулинария. Рецепты по саморазвитию. Ю. Куклачев, Е. Куклачева 16.04.2021 Духовная кулинария. Рецепты по саморазвитию. Ю. Куклачев, Е. Куклачева Духовность и стремление к гармонии с окружающим миром 13.04.2021 Духовность и стремление к гармонии с окружающим миром Что лечат иглоукалыванием? 12.04.2021 Что лечат иглоукалыванием? «Руководство по иридодиагностике и фитотерапии. Общая иридодиагностика и общая фитотерапия» Данилюк О.А., Махонина Е.М. 08.04.2021 «Руководство по иридодиагностике и фитотерапии. Общая иридодиагностика и общая фитотерапия» Данилюк О.А., Махонина Е.М.

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами