13.06.2019
Филипьева Полина Викторовна

Экссудативный средний отит

Содержание

Экссудативный средний отит (ЭСО) — негнойное заболевание среднего уха, характеризующееся скоплением жидкости (серозного экссудата) в барабанной полости.

В развитии заболевания решающую роль играет евстахиева (слуховая) труба. Этот орган соединяет барабанную полость с носоглоткой, выполняет дренажную функцию барабанной полости. В нормальном состоянии вход в слуховую трубу закрыт. При глотании происходит временное открытие входа, благодаря которому воздух поднимается по трубе и, достигая барабанной полости, выравнивает в ней давление (оно становится равным атмосферному). Любой человек может слышать проникновение воздуха в барабанную полость по характерному внутреннему звуку, появляющемуся в результате натяжения барабанной перепонки (шелест бумаги, хруст снега).

Причина накопления экссудата в среднем ухе заключается в долговременном блокировании евстахиевой трубы в связи с отеком ее стенок. С одной стороны, это приводит к снижению давления в барабанной полости, с другой — к отеку ее слизистой. Оба фактора по отдельности и в совокупности стимулируют процесс экссудации. Стенки трубы сужены настолько, что прохождение воздуха в барабанную полость оказывается затрудненным или полностью блокированным.

В некоторых случаях экссудат возникает по причине снижения тургора тканей, выстилающих внутреннюю поверхность евстахиевой трубки. Их неэластичность приводит к сужению диаметра трубки и снижению давления в ушной полости.

Почему возникает экссудативный отит

Существует множество причин развития экссудативного отита:

Жалобы при экссудативном отите

Отличительная особенность этого вида отита — безболезненное протекание.

Симптомы:

Лечение экссудативного отита

Тактика лечения определяется стадией развития воспалительных процессов в ухе. Незапущенные (неосложненные) формы ЭСО поддаются медикаментозному лечению. Чтобы устранить отек слизистых и восстановить вентиляционную функцию евстахиевой трубы применяют медикаментозные препараты. Назначаются физиотерапевтические процедуры (лазерная терапия, электрофорез). Большинство из них направлены на улучшение трофики тканей и ускорение процессов их регенерации. Это способствует устранению воспалительных процессов и, соответственно, увеличению внутреннего диаметра евстахиевой трубы. Лечение ЭСО в детском возрасте включает в себя также продувание слуховых труб по Политцеру, кинезитерапию, пневмомассаж барабанных перепонок.

Катетеризация устьев слуховых труб проводится у детей старшего школьного возраста и у взрослых. Данная процедура заключается в том, что через слуховую трубу вводятся препараты, которые снижают воспаление в слуховой трубе, разжижают экссудат и способствуют его выведению.

Со временем скапливающаяся жидкость (экссудат) в полости среднего уха превращается в густую слизь, что затрудняет звукопроведение. Далее выработка экссудата постепенно уменьшается и прекращается совсем, но слизистые оболочки уже сильно истончены, деформированы, а вслед за этим поражаются слуховые косточки. Формируется хроническое воспаление в среднем ухе с образованием спаек и соединительнотканных тяжей.

Таким образом развивается уже адгезивный отит. При длительном течении заболевания экссудат может оказывать токсическое действие на слуховые рецепторы, нарушая не только звукопроведение, но и звуковосприятие. Т.е., развивается стойкая тугоухость. Такое развитие ЭСО может привести к необратимым последствиям в ухе и, даже, к глухоте.

Запущенные (осложненные) формы ЭСО требуют хирургического лечения. У детей чаще всего проводится аденотомия с миринготомией или с шунтированием барабанной полости.

Очень часто диагностика ЭСО носит случайный характер, особенно у детей младшего возраста. Поэтому при малейших признаках заложенности, снижения слуха следует обратиться к ЛОР-врачу!

Будьте здоровы!

Двусторонний экссудативный средний отит Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сыну 4 года, 10 был в стационаре, диагноз при поступлении двусторонний экссудативный средний отит, двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени, хронический аденоидит. Гипертрофия аденоидов 2 степени, небных миндалин 2 степени. В итоге с таким же диагнозом нас выписали, сказали через месяц пройти сурдолога, если изменения не появится, тогда остаётся делать операцию на уши и аденоиды. Так ли это или можно ещё какие либо методы испробовать, чтоб избежать операции

Ответ: В нашей клинике, в большинстве случаев, удаётся разрешить такую ситуацию без операции.

С уважением, Голубовский Г.А.

Читайте по теме
Две стороны весны. Как в нее войти и как из нее выйти 27.03.2024 Две стороны весны. Как в нее войти и как из нее выйти Причины остеохондроза и способы их устранения 21.02.2024 Причины остеохондроза и способы их устранения В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна 09.02.2024 В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна Лечение гайморита в клинике доктора Загера 22.01.2024 Лечение гайморита в клинике доктора Загера Зачем нужен кальций 12.01.2024 Зачем нужен кальций Гомеопатия — это чудо 07.11.2023 Гомеопатия — это чудо

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами