Заболевание
28.06.2017

Отит у детей и взрослых. Симптомы и лечение

лечение отита уха фото

Отит — слово греческого происхождения, обозначающее воспалительное заболевание уха. В зависимости от локализации воспаления (в соответствии с отделами слухового анализатора) бывают:

Помимо классификации основанной на локализации воспаления, отиты также разделяют по характеру и длительности течения — на острые и хронические, по типу выделений — на катаральные и гнойные.

Отиту подвержены люди любого возраста, но чаще всего этот недуг встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста (до трехлетнего возраста 80 % детей заболевают отитом хотя бы один раз). Причина — в продолжающемся становлении иммунной системы и формировании ЛОР-органов. Также существует род деятельности, предрасполагающий к воспалению уха. К группе риска по острому и хроническому отиту относятся, например, профессиональные пловцы и дайверы.

Причины отита

Непосредственными возбудителями воспалительного процесса в тканях уха являются: бактерии (преимущественно, кокки), вирусы и грибки. Причем как попавшие в организм извне, так и находящиеся в нем (в «статусе» условно патогенной микрофлоры) и активизирующиеся под действием ряда факторов: переохлаждения, острых или хронических болезней, травм и др.

Кроме того, отит бывает первичными вторичным — т.е. осложнением воспалительных заболеваний других ЛОР-органов, иных органов и систем организма (ринита, фарингита, фронтита, гайморита, скарлатины, кори, гриппа, ОРВИ, аллергических и кожных заболеваний и др.).

В первом случае размножению патогенной флоры в ухе могут способствовать инородные тела, травмы, попадание воды в среднее и внутреннее ухо.

Во втором случае отит развивается из-за аутоинфицирования отделов уха — т.е., проникновения инфекции из носо- и ротоглотки через слуховой канал (евстахиеву трубу) при кашле, чихании, сморкании. Этому способствует особенность анатомического строения ЛОР-органов — существование тесной связи носоглотки с полостью среднего уха посредством евстахиевой (слуховой) трубы.

Симптомы отита у детей

Воспаление любой локализации характеризуется симптоматической «пятеркой»:

Она же сопутствует острому наружному и среднему отиту. Хроническая форма заболевания проявляется более длительными и менее выраженными симптомами.

1. Отек. Может быть наружным (отек ушной раковины) или внутренним (отек слухового прохода и окружающих тканей). Отек сдавливает ткани и причиняет боль.
  2. Покраснение. Затрагивает внешние (заметно невооруженным глазом) и внутренние структуры уха (выявляется отоскопией).
  3. Жар. При отите бывает как локальное повышение температуры воспаленных тканей уха, так и общее лихорадочное состояние. Причем температура тела может быть очень высокой — 39–40 градусов и сопровождаться ознобом, головной болью, раздражительностью, слабостью, ломотой, реже — тошнотой и поносом.
  4. Боль. Чаще — стреляющая, колющая или пульсирующая. Для наружного отита характерно усиление боли при открывании рта, жевании, оттягивании ушной раковины. При среднем отите боль усиливается при нажатии на козелок и отдает в горло, щеку или висок.
  5. Нарушение функции. Прежде всего, это нарушение слуха, которое при хроническом отите приобретает стойкий характер.

Другими сопутствующими симптомами воспаления уха могут быть: заложенность, шум и звон, отдача собственного голоса в ухо (аутофония), различные выделения из уха (прозрачные, кровянистые, гнойные и др.).

Гноетечение из уха, часто приводящее к ослаблению боли и улучшению общего состояния, может наблюдаться как при наружном отите, так и при среднем в случае разрыва барабанной перепонки.

Грудные дети также болеют отитом. Помимо перечисленных выше признаков, симптомами у них являются:

С точки зрения психосоматического подхода характерный симптом отита у детей — ухудшение слуха может указывать на психологическую подоплеку данного заболевания. Физическая «невозможность слышать» говорит о психологическом «нежелании слышать» что-либо. Ребенок может «защищаться» от травмирующей информации, как касающейся его самого, так и отношений между родителями. Разрешение этой проблемы (выяснение, чего же не желает слышать ребенок) значительно ускоряет процесс выздоровления.

Возможен такой вариант, что ребенок не желает слышать что-то полезное, но требующее от него усилий. Недаром говорят: «больное ухо к ученью глухо».

Симптомы отита у взрослых

Психосоматический подход к причинам заболеваний уха может помочь и взрослым, организм которых также способен блокировать поступление нежелательной информации физическими нарушениями в аппарате передачи звука.

В целом отит у взрослых проявляется теми же симптомами, что и у детей.

Лечение отита

Лечение отита у взрослых

Лечение отита строится на сочетании:

В редких тяжелых случаях требуется хирургическое лечение. Если отит является осложнением других заболеваний, то необходимая составляющая успешного лечения, предупреждение рецидивов — это их устранение.

При наличии высокой температуры и острого болевого синдрома рекомендуется прием жаропонижающих и обезболивающих препаратов.

Лечение отита у детей

Для лечения отита у детей применяются те же «взрослые» методы. Но есть нюансы, на которые следует обратить внимание.

Острый отит у детей часто сопровождается очень высокой температурой. Такое состояние особенно опасно для грудничков, т.к. их терморегуляторные системы гораздо легче справляются с переохлаждением, чем с перегревом. Поэтому, маленьким детям особенно показаны жаропонижающие средства (не обязательно медикаментозные; это могут быть компрессы, обертывания, обтирания и др.) при достижении температуры 39 градусов.

Лечение острого наружного и среднего отита

В клинике доктора Загера в Москве лечение острого и хронического отита любой локализации у детей и взрослых осуществляется в ЛОР-отделении. В арсенале ЛОР-врачей клиники: местные ЛОР-процедуры, лазерная терапия, терапия монооксидом азота.

В случае тяжелого, осложненного острого отита рекомендуется сочетание ЛОР-процедур с методами целостного воздействия на организм — иглорефлексотерапии и гомеопатии. Данные методы направлены на гармонизацию работы все органов и систем организма и на повышение его защитных сил. Подобный комплексный и индивидуальный подход к лечению позволяет предупредить хронизацию процесса и значительно снизить риск осложнений.

В лечении хронического отита на первый план выходят методы целостного воздействия на организм. Так как в этом случае важно не столько снять симптомы обострения заболевания, сколько изменить благоприятные для него условия. Методы иглорефлексотерапии и гомеопатии помогают избавиться не только от отита, но и от других заболеваний, сопровождающих его или послуживших причиной его возникновения.

Лечение гнойного отита

При гнойном отите используется местная и общая (таблетки или инъекции) терапия антибиотиками. Часто это действительно служит единственным способом остановки гнойного процесса, предотвращения опасных осложнений.

Но неоправданно долгое использование антибиотиков, напротив, приводит к риску замедления выздоровления, переходу воспалительного процесса в хроническую стадию. Во-первых, из-за множественных побочных эффектов лекарств данного типа, выводящих из строя регуляторные системы организма. Во-вторых, из-за нарушения баланса микрофлоры и развития грибковых инфекций.

Поэтому врачи нашей клиники придерживаются принципа мало медикаментозного лечения и использования общей терапии антибиотиками только в случаях крайней необходимости.

Лечение отита гомеопатией

Гомеопатическое лечение не строится на основе диагноза, так как в фокусе внимания врача гомеопата находится человек, а не его болезнь. Гомеопатический препарат оказывает целостное воздействие на организм и подбирается на основе индивидуальных особенностей течения болезни и конституциональных характеристиках человека.

Лечение отита гомеопатией у детей

В случае острого отита гомеопатия используется в комплексе с ЛОР-процедурами. В случае хронического — может выступать в роли самодостаточного метода восстановления здоровья.

«Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста»

Автор статьи Наталья Аднорал врач-биофизик, кандидат медицинских наук. Редактор статьи Константин Загер врач иглорефлексотерапевт, главный врач Zagerclinic.