12.10.2018

Храп: причины и лечение

Содержание

Храп — это дребезжащий звук низкой частоты, оглашающий окрестности спящего человека. Производится он при прохождении струи вдыхаемого воздуха через суженные дыхательные пути. В результате спавшиеся ткани глотки соприкасаются друг с другом и вибрируют. Звукоизвлечение при храпе иногда уподобляют таковому при игре на духовых инструментах. Кстати, индийские ученые обнаружили, что играющие на этих инструментах люди никогда не храпят.

Храп — симптом затруднения прохождения воздуха через верхние дыхательные пути. Причины тому бывают разные: от возрастного снижения эластичности и тонуса стенки глотки до опухолей.

Храпу «покорны» все возраста. Даже детей этот недуг стороной не обходит. Влияние пола прослеживается явно до 40 лет (в этой возрастной категории гораздо чаще храпят мужчины). В старшей возрастной группевероятность появления храпа от пола не зависит.

Опасен ли храп? И да, и нет. Все определяется недугом, симптомом которого он является. Храп может причинять психологический дискомфорт (а иногда довести и до развода). А можетслужить маркером первой стадии синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) — многократногопрекращения дыхания за время сна (до десятков и даже сотен за ночь). Периодические остановки дыхания неприятны не только тем, что есть риск его невозобновления. Другими следствиями могут стать: хроническое кислородное голодание мозга со всеми вытекающими психофизическими нарушениями (хронической усталостью, раздражительностью, невнимательностью, головными болями, восприимчивостью к инфекциям и др.), инфаркты, аритмии и пр. Из-за периодических остановок дыхания человек не спит глубоко, а, значит, его организм не может «переварить» дневной опыт, возобновитьвнутренние ритмы и исцелить полученные повреждения. Также нарушается поступление в кровь тех гормонов, которые выходят из своих депо во время глубокого сна. Это: соматотропин — гормон роста (регулирует обмен веществ, регенерацию тканей, работу иммунной системы и др.); тестостерон, фолликулостимулирующий и лютеинизирующий гормоны (регулируют репродуктивные функции). Недостаток этих гормонов ведет к системным сбоям в организме, которые усугубляют течение заболеваний, послуживших причиной храпа.

Храп у детей. Причины

Храп у ребенка всегда служит сигналом неблагополучия. Чаще всего его причиной становитсягипертрофия лимфоидной ткани — увеличение носоглоточных (аденоиды) и небных миндалин. Есть и иные причины:

Храп у мужчин. Причины

Кроме вышеперечисленных причин (они остаются в силе для всех возрастов), храп может быть следствием нарушения иннервации мышц глотки, гортани и неба, приводящие к снижению их тонуса. В результате происходит спадение стенок глотки на выдохе, что при прохождении воздуха во время вдоха и порождает храп. Подобные нарушения часто случаются после инсультов и травм головы. Например, большинство боксеров храпят во сне.

Помимо инсульта и травм головы благодатную почву для появления храпа создают:

Храп у женщин. Причины

Для женщин характерны все вышеназванные причины храпа. Но чаще всего при отсутствии хронических илиострых заболеваний носоглотки и гортани, храп дает о себе знать с приходом менопаузы. Резкое снижение продукции половых гормонов (например, эстрогена) вызывает значительные изменения в организме. В том числе, снижаются тонус и эластичность мышц глотки, неба и гортани, что становится причиной храпу.

Лечение храпа

Когда храп приносит лишь психологический дискомфорт и проявляется только, лежа на спине, достаточно приучить себя не спать в этом положении. Иногда для этого используют «изобретения» типа теннисного мячика, закрепленного на прилегающей к спине стороне одежды для сна. В других ситуациях тактика лечения храпа зависит от его причины.

Лечение храпа у детей

Если нетморфологических аномалий, требующих хирургической коррекции, лечение храпа у ребенка сводится к терапии основных ЛОР-заболеваний—ринитов, синуситов, ларингитов (острых и хронических), увеличенных глоточных и небных миндалин, аллергических недугов. Цель —восстановление носового дыхание и снятие отека тканей глотки. Для этого в ЛОР-отделении клиники доктора Загера в Москве используют разнообразные методы медикаментозной (промывания, полоскания и пр.) и физиотерапии (лазерной и NO-терапии).

Но, не исключая симптоматическую терапию основного недуга, важно повысить защитные силы организма ребенка, чтобы помочь ему впредь устоять перед натиском внешних факторов (возбудители, аллергены, переохлаждение и др.) или переболеть менее остро и без хронизации процесса.

Целостное воздействие на организм оказывают целостные методы. В нашей клинике это: иглорефлексотерапия, классическая и резонансная гомеопатия, фитотерапия.

Лечение храпа у женщин

Если «виновник» храпа — возрастное снижение тонуса мышц неба, глотки и гортани, на помощь может прийти небная гимнастика. Другим способомснижения неприятных последствий храпа является сипап-терапия: специальный прибор, соединенный маской с человеком, в домашних условиях во время сна создает положительное давление в глотке, не позволяющее ее тканям спадаться и затруднять прохождение воздуха (этот метод требует постоянного использования). Также существуют хирургические методы коррекции формы неба.

Частой причиной храпа у всех возрастных категорий людей служат заболевания носа, не требующие применения радикальных методов. Можно провести простой тест: закапать перед сном сосудосуживающие капли и в течение двух часов записывать «звуки сна» на диктофон (или попросить кого-то понаблюдать). Если человек в это время не храпит, значит, дело в патологии носа. Чаще всего в этой ситуации для избавления от храпа достаточно пролечить основное заболевание. И здесь важна не только симптоматическая терапия, а комплексное воздействие на внутренние нарушения, ставшие причиной развития болезни.

Лечение храпа у мужчин

Годятся все обозначенные выше методы.

Представители сильного пола в любом возрасте больше подвержены синдрому обструктивного апноэ сна (СОАС). Прежде, чем подобрать лечение, необходимо оценить урон, наносимый храпом здоровью человека (в первую очередь, центральной нервной и сердечно-сосудистой системам). Для этого проводится исследование сна — полисомнография. Если степень кислородного голодания тканей и ее разрушительные последствия для организма очень велики, то параллельно с поиском и устранением причин СОАС, важно прекратить остановки дыхания и восстановить сон с помощью сипап- терапии.

В случаях далеко зашедшего патологического процесса бывает сложно распутать клубок причин и следствий. Целостные методы воздействия на организм помогают ему самому выявить дисбаланс и восстановить гармонию взаимосвязей органов и систем.

Лечение храпа гомеопатией

Одним из целостных методов лечения человека является гомеопатия. Гомеопатический препарат не назначается по симптомам заболевания, а подбирается на основе индивидуальных физических и психологических особенностей человека. Гомеопатический препарат действует не на болезнь, а на организмчеловека, помогая ему распознать нарушения и найти действенные и безопасные методы восстановления утраченной целостности. Метод гомеопатии одинаково подходит для людей любого возраста и пола.

Гомеопатия помогает тогда, когда причиной храпа служат хронические иострые заболевания дыхательной и других систем организма, и не является методом выборадля патологий, требующих хирургического вмешательства.

Проблему храпа помогают решать набившие оскомину, но не утратившие от этого своей эффективности универсальные методы профилактики и лечения:

Они помогают облегчить течение (а то и избавиться вовсе) основного заболевания, укрепляют защитные силы, повышают резервы адаптации, нормализуют вес (ожирение — один из факторов, способствующих храпу), снижают общую аллергизацию организма.

«Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста»

Автор статьи Наталья Аднорал врач-биофизик, кандидат медицинских наук. Редактор статьи Константин Загер врач иглорефлексотерапевт, главный врач Zagerclinic.

Читайте по теме
Причины остеохондроза и способы их устранения 21.02.2024 Причины остеохондроза и способы их устранения В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна 09.02.2024 В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна Лечение гайморита в клинике доктора Загера 22.01.2024 Лечение гайморита в клинике доктора Загера Зачем нужен кальций 12.01.2024 Зачем нужен кальций Гомеопатия — это чудо 07.11.2023 Гомеопатия — это чудо Организм и личность. В чем их интересы расходятся? 20.10.2023 Организм и личность. В чем их интересы расходятся?

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами