Что важно понимать, отправляясь на УЗИ
В вопросе ответственности за свое здоровье кто-то придерживается тактики «страуса» или принципа «меньше знаешь — крепче спишь». Кто-то, наоборот, постоянно обследуется по поводу и без.
Существует ли «срединный путь» в заботе о своем здоровье?
Наше сегодняшнее интервью посвящено ультразвуковому исследованию. В каких случаях и как часто его стоит делать? Какие задачи оно может помочь решить? В какой степени оно объективно, а в какой зависит от врача?
На эти и другие вопросы отвечает врач-гомеопат, врач ультразвуковой диагностики Zagerclinic Ефремов Денис Валерьевич.
Беседу ведет Наталья Аднорал
Н.А.: Денис Валерьевич, сейчас много говорят о важности своевременной диспансеризации. Стоит ли человеку приходить на ультразвуковое обследование с профилактической целью, без назначения врача?
Д.Е.: Да, УЗИ как быстрый и неинвазивный метод обследования является одной из составляющих регулярной диспансеризации. Но, отправляясь на то, или иное обследование, важно понимать: что я хочу узнать, какую задачу собираюсь решить? При правильно заданном вопросе УЗИ способно дать достаточно точный ответ, определить наличие или отсутствие морфологических изменений в органах. Когда на ультразвуковое обследование человека направляет его лечащий врач — это одно. Когда человек сам себе назначает УЗИ, не имея четко поставленного вопроса к данному методу, — это совсем другое.
Важно понимать, что врач УЗИ диагноз не ставит и не может заменить человеку лечащего врача. Врач УЗИ дает описательную картину и не интерпретирует ее. И заключение УЗИ пишется для врача, а не для пациента! Интерпретация увиденного — дело лечащего врача, который должен поставить диагноз и принять решение о тактике лечения, основываясь на результатах комплексного обследования пациента (осмотр, УЗИ, лабораторные анализы, биопсия, если требуется, и т.д.).
Если врач УЗИ ставит диагноз — это неправильно. УЗИ — это оператор-зависимый тест. От ошибок никто не застрахован. Врач может ошибиться в диагнозе и настроить пациента на то, чего у него нет. Другие врачи, повторно осматривая человека и зная его диагноз, могут его подтвердить. В результате врачебная ошибка может стать причиной «ятрогенного» (дословно — «вызванного врачом») заболевания у пациента.
У каждого врача УЗИ в практике бывали случаи, когда он находил то, чего не может быть. Поэтому при обнаружении серьезных отклонений на УЗИ желательно подтверждать их у других врачей УЗИ и другими методами обследования. И при этом лучше о поставленном диагнозе не говорить. Тогда обследование будет более объективным. Довольно часто бывают случаи, когда диагноз не подтверждается.
Еще раз подчеркну, правильнее, когда на УЗИ направляет лечащий врач, который понимает, с какой целью он это делает.
Н.А.: Но результат УЗИ может помочь человеку определиться с выбором врача?
Д.Е.: Да, это возможно.
УЗИ — это как приемное отделение. Врач осматривает пациента и решает, куда его дальше направить. А там уже будут подробно разбираться, какие дополнительные обследования необходимы для постановки более точного диагноза.
Моя задача, как врача УЗИ, не ставить диагнозы и назначать лечение, а выявить, что не так. Найти, чем организм данного человека отличается от нормы. Это могут быть изменения размера, плотности органа; камни; новообразования и т.д. А дальше я уже направляю пациента к специалисту, который этим прицельно занимается. Если ко мне приходит человек «с улицы», и я вижу, например, отклонения в щитовидной железе, я обязательно пишу: «рекомендована консультация эндокринолога» и т.п.
Важно понимать, что УЗИ позволяет нам увидеть только плотные органы. Органы, содержащие газ, ультразвук не пропускают. Можно увидеть печень, почки, селезенку, поджелудочную железу. А кишечник и желудок увидеть нельзя.
Стоит учитывать, что результаты УЗИ плотных органов тоже не однозначны, так как не существует жестких норм. У каждого человека своя степень гидратации органов и тканей. Что для одних людей расценивается как патология, для других является нормой. Например, для людей восточной национальности характерна своя ультразвуковая картина печени, которая отличается от таковой для представителей славянской национальности. У первых печень плотнее. Даже у детей. И даже в рамках одной группы ультразвуковая картина у разных людей отличается.
Поэтому нужно ориентироваться на общее состояние пациента, на имеющиеся у него жалобы. В идеале это делает врач, который наблюдает человека постоянно и знает его историю болезни. Но и сам человек тоже должен наблюдать за собой. Каждый более или менее знает свое основное состояние, «свою болезнь». Знает, когда у него обострения, как они протекают. Бить тревогу надо тогда, когда появляется что-то новое. Когда появляется боль иного качества или в новом месте. Это должно человека очень настораживать.
В нашей клинике представлены современные и традиционные методы обследования и лечения пациентов. Проводилась ли корреляция между разными методами в оценке состояния человека?
Д.В.: Да, мы обнаружили корреляцию между ультразвуковым исследованием и диагностикой по пульсу и языку. Врач иглорефлексотерапевт приходит со своими пациентами с просьбой прицельно посмотреть конкретную зону, состояние которой вызвало настороженность по пульсу. Так в идеале и должна идти работа врача УЗИ — от специалиста, прицельно для решения конкретных задач. Но надо учитывать, что болезнь не всегда видно на морфологическом уровне. И если врач видит какие-то нарушения по пульсу, их не всегда можно обнаружить с помощью ультразвука.
Есть еще одно важное «но». Какую бы специальность врач не представлял, ему всегда необходимо клиническое мышление — логическое мышление. Нельзя делать вещи, противоречащие логике того, как работает организм. Врач должен быть как Шерлок Холмс и владеть дедуктивным методом. Учитывать все, даже малейшие изменения. Уметь все это связывать. И уже на этой основе ставить диагноз и делать прогнозы. Любой диагноз — это плод интенсивного размышления (и на работе, и дома). И еще сложнее выбрать правильное лечение. Это большая ответственность.
Н.А.: А что еще необходимо врачу УЗИ?
Д.Е.: Знание анатомии и опыт. Как проводится исследование? Я знаю анатомию, знаю, что здесь должно быть, и все время держу в голове эту картину. Я просто сканирую организм, и как только в поле зрения попадает что-то, что не должно быть, я возвращаюсь и уже прицельно обследую данный орган или образование. Это как наложение друг на друга двух изображений — одна в голове, другая на экране. Если они совпадают, все нормально. Если что-то выбивается — это сигнал: внимание.
Иногда я пациента запоминаю только по картине внутренних органов, а не по лицу. И могу вспомнить, что было год и два назад. Эта картинка надолго фиксируется и тоже идет «в базу». Поэтому говорят: для того, чтобы начать работать врачом УЗИ, надо посмотреть тысячу пациентов. Чтобы освоиться — три тысячи. А чтобы стать хорошим врачом — больше десяти тысяч человек. Когда посмотрел десять тысяч человек, все эти картинки оседают в памяти. Это реально. Когда я начинал работать, за один амбулаторный прием мы осматривали шестьдесят человек, за год — 15–20 тысяч.
Н.А.: Денис Валерьевич, какова могла бы быть идеальная диагностика в будущем?
Д.Е.: Идеальной диагностики извне, как таковой, не существует. Диагностика должна идти изнутри. Это то, что называется интуиция — «я знаю, что со мной». Почему животное идет и ест какую-то травку? Как оно находит именно эту травку? Почему? Откуда происходит эта диагностика системы?
Это внутренняя диагностика. Это то, что в нас заложено, но мы этого не слышим. Нет универсальных диагностик.
Нет универсальных диет. Ничего нет универсального. Это сейчас, пока человек настолько загружен и загрязнен, ему назначают какие-то универсальные диеты. А когда человек начинает лучше слышать себя, свой организм, он начинает выбирать то, что подходит именно для него. Мы должны исходить от человека, как сознательного существа, который осознает, что, для чего и почему он делает.
Что нужно, чтобы человек себя услышал?
Во-первых, надо, чтобы он замолчал. А человек молчать не хочет и не умеет. Куча мыслей, внутренних диалогов, которые не остановить.
Во-вторых, необходимо очиститься. Пока человек полон токсинов и ядов, он не сможет себя услышать. А отравляет человек себя сам не только пищей, воздухом и водой, но и своими мыслями, действиями, намерениями, образом жизни.
И, в-третьих, чтобы понять, что с организмом не так, недостаточно просто сидеть на диване. Надо себя нагружать. Надо создавать организму условия для самотестирования. В медицине тоже существует понятие «нагрузочных тестов», выявляющих скрытые нарушения. Это и есть самодиагностика — ставить себя в условия повышенной нагрузки. Конечно, не надо себя доводить до инфаркта, но нагружать себя необходимо.
Не так уж и много требуется от человека, желающего идти «срединным путем»: внимание к своему телу, к советам врача и … ответственность за сделанный выбор. И не забывать про разум, который, не меньше, чем тело, нуждается в правильном питании, очищении и упражнении.