+7 (495) 236-76-52
Журнал
31.07.2018
Герман Елена Николаевна

Остеопатия. «Парный танец» врача и пациента

Холистический подход к лечению включает в себя не только целостное представление о человеке (например, единстве тела, психики и взаимодействия с миром), но и совместные усилия врача и пациента на пути к здоровью.

О том, как строятся взаимоотношения врач-пациент в рамках остеопатии, о понятиях здоровья и болезни, и о самом остеопатическом методе лечения наш сегодняшний разговор с врачом-остеопатом Zagerclinic, кандидатом медицинских наук Герман Еленой Николаевной.

Остеопат Герман Елена

Беседовала Наталья Аднорал

Н.А.: Елена Николаевна, можно ли назвать остеопатию холистическим методом лечения человека? Если да, то почему?

Е.Г.: Конечно, остеопатия служит одним из примеров холистической медицины. В первую очередь, потому, что мы — остеопаты не рассматриваем пациента по частям, а оцениваем взаимосвязи целого. Мы можем оценивать различные параметры, такие как положение тела в пространстве, наличие напряжений, недостаточность объема движения или качества движения, но никогда не рассматриваем, например, тазобедренный или плечевой сустав отдельно от всего тела. Такой подход позволяет найти причину нездоровья и помочь пациенту. Так, например, пациент может предъявлять жалобы на боли в плечевом суставе, а данные осмотра и тестирования указывают на тазобедренный сустав в сочетании с рядом висцеральных дисфункций, поэтому работать нужно с совершенно иной зоной тела.

Н.А.: Как бы Вы определили болезнь с точки зрения Вашего опыта, Вашего понимания?

Е.Г.: Здоровье — это состояние благополучия и комфорта: психического, физического, социального и т.д. Мне очень близок биосоциальный подход. В рамках этого подхода болезнь представляют как состояние, представляющее собой следствие нарушений в биологической, психологической и/или социальной сферах. Все эти сферы связаны друг с другом. Например, пациенты, предъявляющие жалобы на головную боль, наряду с причинами, которые можно обнаружить при осмотре и обследовании, отмечают ряд сложностей, связанных с социальными факторами (внутрисемейные конфликты, «невозможный» начальник и др.). Если проследить эпизоды возникновения головных болей и их развитие, то взаимосвязи биологических и социальных, а также психологических факторов становятся очевидными, и становится понятно, что возникающие головные боли не так просто вылечить.

Н.А.: Тогда в чем заключается задача врача?

Е.Г.: На мой взгляд задача врача — помочь пациенту сориентироваться в том, что послужило основой, причиной развития заболевания, пусковым механизмом, а что является следствием. Мне нравится комплексный подход. Поэтому я часто в своей практике направляю пациентов к психологу. Или к врачам смежных специальностей. Это дает чудесные результаты.

Н.А.: А задача пациента? Ведь даже у того, кто знает, что человек сам в ответе за все, что с ним происходит (в том числе, и за свое здоровье) все равно есть надежда: «Я «принесу» доктору свою болезнь, он ее «заберет». И я уйду от доктора здоровым».

Е.Г.: Мне кажется, что взаимоотношения пациента и врача чем-то напоминают танец. В этот момент мы партнеры. После сбора жалоб, анамнеза и осмотра я объясняю, чем могу быть полезна в данной ситуации, а что хорошо было бы сделать самому пациенту. Например, изменение образа жизни, режима питания, выполнение физических упражнений и др. В ряде случаев может потребоваться дополнительное обследование — УЗИ, МРТ, лабораторные тесты.

Если же пациенту этот вариант не подходит, то, к сожалению, моя работа не принесет ожидаемого результата. Я все равно стараюсь объяснить таким людям, что мы делаем и почему мне нужна их помощь, даю рекомендации. Но если человек приходит следующий раз и говорит, что «я этого не делал, даже не пробовал и не буду», я предлагаю обратиться к другому доктору

Н.А.: Что самое главное для человека, который собирается стать врачом?

Е.Г.: Самое главное — это эмпатия, а также желание разговаривать и помогать. Без этого очень сложно быть врачом.

Н.А.: Елена Николаевна почему Вы выбрали остеопатию?

Е.Г.: Я построила хорошую карьеру: диплом с отличием, ординатура, аспирантура, защита кандидатской диссертации, интересная работа в гепатологическом отделении Университетской клиники, а потом в медицинских центрах. В какой-то момент, занимаясь лечением пациентов, я поняла, что мне не хватает холистического подхода, так как при одних и тех же условиях, этиологических факторах (вирус гепатита В, С, например) у людей были совершенно разные клинические проявления. Появился вопрос: почему?

Тогда один из моих друзей — однокурсников в ответ на мой вопрос высказал свои предположения о том, что «одни и те же условия» — это грубое определение. Вероятно, у некоторых из моих пациентов были к моменту инфицирования настолько значимые дисфункции в теле, что это послужило основой для быстрого прогрессирования заболевания. Тогда фраза «дисфункции в теле» показалась мне слишком странной. Детали анамнеза — сопутствующие заболевания, операции и др. — это важно и значимо, а как учитывать понятие «дисфункции в теле»? Но примерно через год я поняла то, о чем он мне рассказывал. Т.е., мне потребовался год, чтобы понять и принять остеопатические принципы.

Потом я пошла учиться в Остеопатическую школу (Европейская школа остеопатии (EUROPEAN SCHOOL OF OSTEOPATHY, Kent, Boxly)), затем последовала профессиональная переподготовка по специальности «Мануальная терапия» и сертификационные циклы по специальности «Остеопатия» в России.

Сейчас я понимаю, что могу сделать гораздо больше, чем раньше. И, конечно, обучение остеопатии не завершается с получением диплома остеопатической школы. Надо продолжать все время двигаться вперед. Все время появляются новые мнения, новые идеи.

Все время случаются новые открытия во взаимодействии с пациентами.

В рамках терапевтического приема очень нелегко построить партнерскую модель взаимодействия. Потому что часто пациенты приходят с настроем — «выпишите мне лекарство, и я пойду». Модель взаимодействия становится директивной: врач направляет на обследование, дает рекомендации, выписывает лекарства, а пациент должен только выполнять, он занимает пассивную позицию.

В остеопатии мне удается придерживаться партнерской модели и мне это нравится.

Н.А.: Как Вы работаете с подростками? Как с взрослыми? Они тоже готовы брать ответственность на себя? Или Вы параллельно работаете и с родителями тоже?

Е.Г.: Конечно, это взаимодействие и с родителями, и с подростками. Подростки порой получают от меня задания, которые они должны выполнять (упражнения, рекомендации по питанию, образу жизни), а, взаимодействуя с родителями (которые, в свою очередь, хотят контролировать процесс), они выстраивают новые взаимоотношения в семье. Вспоминая тот самый биопсихосоциальный подход, помогая разобраться с процессами, происходящими в теле вчерашнего ребенка, мы можем помочь освободить ресурсы для формирования здоровой психики и социальных связей. Сеансе на втором-третьем ребята начинают больше рассказывать, делиться тем, как они меняются. Хотя, конечно, так происходит не всегда.

Дети и подростки очень отзывчивы к остеопатическому лечению.

В этом возрасте организм растет и развивается, одновременно справляясь с разнообразными нагрузками в учебе, спорте и других видах деятельности.

Причины обращения:

Нарушение осанки, боли в суставах (боль в колене, в области голеностопного сустава, боль в бедре, боль в локте...). Кроме того, родители могут обращать внимание, что дети часто спотыкаются и падают.

  • Боли роста.
  • Трудности засыпания.
  • Головные боли.
  • Боли в шее, боли в спине, боли в области таза (например, боль в копчике после падения.)
  • Боли в животе, проблемы желудочно-кишечного тракта (нерегулярный стул, изжогу, эпизодические боли в области правого подреберья).
  • Проблемы, связанные с ортодонтическими манипуляциями и системами, такие как головные боли, боли в лице, шее и спине.
  • Девочка-подросток может обращаться с жалобами на боли в животе, связанные с менструальным циклом.
  • Поведенческие проблемы, связанные с физическим дисбалансом и напряженной учебой.

Одним из самых сложных периодов в жизни подростка можно считать время сдачи экзаменов. Возрастает нервное напряжение, часто ограничивается время, отведенное для отдыха и занятий спортом, что может усугублять проблемы с осанкой, возникают боли в спине, шее, головные боли и общее чувство недомогания.

Остеопатия может уменьшить часть напряжения, помогая организму приспособиться к новым условиям и требованиям.

В лечении используются разнообразные подходы (структуральный, краниосакральный, висцеральный и др.).

Улучшение обычно наступает после 2–3 остеопатических процедур.

Если такие трудности остаются неконтролируемыми, они могут привести к более стойким адаптациям и изменениям в теле человека, что чревато проблемами в будущем.

Тем не менее, например, упражнения на растяжку, методы управления стрессом и соблюдение принципов и правил здорового образа жизни (в том числе, питания!) существенно помогут на этапе взросления, делая этот естественный процесс более здоровым.

В свою очередь, посещение остеопата не заменяет занятия спортом и следование принципам здорового образа жизни!

Н.А.: Как Вы вышли на эту возрастную категорию?

Е.Г.: Наверное, потому, что у меня самой сын — подросток. И мне было порой очень сложно с ним выстраивать взаимоотношения.

Я работаю со всеми возрастными категориями пациентов. Но наиболее близкое и интересное для меня направление сегодня — это подростки, их мамы и молодые мамы.

Н.А.: Вы помните своего первого остеопатического пациента?

Е.Г.: Я помню одного из первых пациентов в остеопатической клинике. Это была очень приятная молодая женщина. За полгода до обращения она перенесла мастэктомию по поводу сложного заболевания молочной железы. Основной жалобой было ограничение подвижности плечевого сустава (не было полноценного сгибания и отведения). В ходе сеанса она сказала, что подмышечная область со стороны удаленной молочной железы абсолютно нечувствительна — белье может натирать, но она этого не ощущает. Она обращалась к разным специалистам, но стойкого положительного эффекта не получила.

Интересно, что работа с послеоперационным швом привела к удивительным для меня результатам. Через сутки пациентка пришла и сказала: «я все чувствую, что мне теперь с этим делать?». Кроме того, увеличился объем движений в плечевом суставе.  

Н.А.: С каждым новым пациентом открытия продолжаются?

Е.Г.: Конечно, каждый человек — это отдельная детективная история.

Один из моих удивительных педагогов в шутку сказал: «Тело человека – это детективный роман. Задача врача не всегда заключается в том, чтобы вычислить преступника, нужно понять мотив; тогда многое прояснится». Он не был остеопатом, он был терапевтом.

Теперь я понимаю, что это значит.

Н.А.: Иногда от побывавших на приеме у врача-остеопата можно услышать вопрос-претензию: «за меня нежно подержались и взяли кучу денег. Как не стыдно! Приехал домой, вроде стало легче, но мне бы и так стало легче, ведь все со временем проходит».

Е.Г.: Очень важна первая встреча с пациентом, первый разговор. После того, как я спрашиваю, что привело человека ко мне на прием, я задаю вопрос: «что вы знаете про остеопатию?» Девять из десяти отвечают: «я что-то читал, но так и не понял».

Я рассказываю о том, что остеопатия в первую очередь базируется на анатомии и физиологии, рассказываю про различные подходы, а также о том, что порой небольшие изменения могут привести к очевидным клиническим результатам. Что можно найти тонкие взаимодействия, которые позволят увидеть нечто большее. Говорю, что иногда остеопатические техники могут напоминать массаж или мануальную терапию, а можно все это выполнять в совершенно другом качестве.

Когда я все это рассказываю пациенту, я объясняю, чего ждать. И в последующем наши взаимоотношения складываются более гладко, потому что пациенты знают, что я не просто так что-то подержала.

Есть еще один важный нюанс. Мы все, особенно если у нас что-то болит, хотим получить мгновенный эффект. Это возможно далеко не всегда.  Хороший эффект от лечения в среднем появляется после 3–5 процедуры. И об этом тоже нужно разговаривать.

Н.А.: Елена Николаевна, если бы Вы поймали золотую рыбку, об исполнении какого желания, мечты вы бы ее, как врач, попросили?

Е.Г.:  Для меня это сложный вопрос. Вероятно, я бы ее отпустила.

Как у А. С. Пушкина:

«…Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе»…»

Н.А.: А если развернуть эту ситуацию из мечты для себя — в мечту для других. Например, для пациентов. Что бы Вы пожелали для них?

Е.Г.: Я бы пожелала, чтобы их ожидания оправдывались.

Люди приходят с надеждой, мне бы хотелось, чтобы им становилось лучше во всех сферах биопсихосоциального подхода.

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
«Болезнь — точка входа в изменения» 08.08.2024 «Болезнь — точка входа в изменения» Инородные тела в ЛОР-органах в летний сезон 16.07.2024 Инородные тела в ЛОР-органах в летний сезон Какими качествами должен обладать врач будущего? 30.05.2024 Какими качествами должен обладать врач будущего? Чем хороша гомеопатия? 25.05.2024 Чем хороша гомеопатия? Чем хороша профессия врача? 21.05.2024 Чем хороша профессия врача? Метеочувствительность. Причины и лечение иглоукалыванием 18.05.2024 Метеочувствительность. Причины и лечение иглоукалыванием

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами