Остеопатия. Диалог с мудрым телом
Холистическое (оно же целостное, традиционное, альтернативное) лечение не является «монологом» врача по отношению к организму пациента. Это всегда диалог! Уникальный, живой, рождающийся «здесь и сейчас». Его результат не линеен, индивидуален и зависит не только от компетенции и интуиции доктора, но и от настроя человека, его готовности стать сотворцом целительных изменений.
Об особенностях остеопатии как способа диалога с мудрым телом рассказывает врач-остеопат, реабилитолог, специалист по адаптивной физической культуре Zagerclinic Махонин Сергей Анатольевич.
Беседовала Наталья Аднорал
Н.А.: Сергей Анатольевич, как Вы пришли к остеопатии? Почему выбрали именно этот способ диалога с телом?
С.М.: Диалог с мудрым телом…
Это возникло в процессе профессионального поиска. Имея 20-летний опыт работы в области разнообразных телесных практик и методик, узнал от моего учителя — профессора Неборского Анатолия Тимофеевича про французскую школу остеопатии в России. В тот момент я заканчивал факультет адаптивной физической культуры и реабилитации и продолжил обучение уже в школе остеопатии.
Почему остеопатия?
Это один из методов реабилитации тела человека с огромным арсеналом техник, позволяющих мягко и гармонично восстанавливать нарушенные функции органов и систем. Самое главное, остеопатия помогает гармонизировать человека, чтобы всё работало по природному замыслу.
Н.А.: Как работает остеопатия? Как работаете Вы?
С.М.: Об этом очень много написано.
Какую-то часть воздействий можно объяснить на уровне физиологии, биомеханики, анатомии. Но всегда остается какой-то момент метафизики. Зачастую организм выдает волшебные вещи в плане излечения.
В процессе лечения запускаются саморегуляторные механизмы, которые приводят всю систему, весь организм к балансу. Т.е., задача остеопатии — дать с помощью определенных техник и настроек организму возможность излечиться. Настроить вибрации клеток на ноту здоровья. Мне нравится музыкальная ассоциация — сравнение остеопатического воздействия с настройкой скрипки или рояля: «подкручиваем колки» и определенным образом настраиваем «инструмент».
Как я работаю.
Всегда индивидуально! За 25 лет работы не встретил одинаковых пациентов и путей лечения. Сначала диагностика — что нарушено в работе организма, на уровне структуры или функции (это всегда взаимосвязано). Далее при помощи остеопатических техник выстраиваем гармоничное состояние системы органов или части тела пациента.
Н.А.: Вы выстраиваете структуру, но ее еще нужно удержать! Вы ожидаете от пациента помощи в этой работе?
С.М.: Конечно. Задача, чтобы человек вылечился и потом продвигался самостоятельно. Чтобы не на доктора замыкался постоянно, а на новый уровень здоровья выходил, стабилизировался на нём и шел дальше. От пациента зависит многое. Мы же говорим о гармонии. И в психологическом смысле, и в питании, и в режиме, и так далее.
Н.А.: Вы об этом рассказываете пациентам? Даете им домашние задания?
С.М.: Конечно. Если вижу, что человек будет заниматься, то обязательно даю индивидуальный комплекс упражнений. Такие упражнения не только закрепляют результат лечения, но и значительно ускоряют процесс выздоровления.
Я и сам постоянно занимаюсь цигун, различными единоборствами. Это путь познания себя через свое тело. Поэтому знаю насколько важно для здоровья заниматься самостоятельно.
Н.А.: Что нужно, чтобы стать остеопатом? Склонности, способности, дар?
С.М.: Наверное, у любого человека может получиться. Необходимо желание и понимание человеческого тела, во-первых. И огромная работа с самим собой, во-вторых. Ну, и непрерывное обучение, развитие тонкой чувствительности. Если ты сам стремишься к гармонии, к целостности, тогда можешь и другому человеку что-то предложить. Иначе остается только физкультура, техники, манипуляции…
Н.А.: С чем и с кем Вы работаете?
С.М.: Основное — это проблемы опорно-двигательного аппарата: спортивные травмы. Реабилитация после ранений, контузий, хлыстовых травм. Заболевания суставов — артриты, артрозы. Заболевания позвоночника. Острые и хронические боли в позвоночнике, суставах, области таза, живота.
Н.А.: Вы работаете с детишками?
С.М.: Да, работаю с детьми старше 5 лет.
Н.А.: Бывает ли так, что приходит человек, а Вы понимаете, что помочь ему не сможете?
С.М.: Да. Я об этом честно говорю людям.
Иногда я вижу, что проблемы, с которыми человек пришел, надо решать уже хирургическим путем. Когда структура разрушена, ее уже не восстановить. Но очень многое зависит от настроя самого пациента.
Н.А.: В чем заключается Ваша миссия как врача?
С.М.: В просвещении людей. Когда человек полностью на доктора возлагает ответственность за свое выздоровление, это утопическая история.
Донести человеку, что ответственность за здоровье в большей степени лежит на нем, а также помочь, направить, выстроить тело.
Н.А.: Ваш девиз.
С.М.: Излечение приходит не только на уровне тела.