Нужна ли изоляция ребенка от окружающей среды?
С самого рождения, как ребенок начинает самостоятельно дышать, он контактирует с внешней средой, и иммунная система, еще не зрелая, с мамиными антителами, начинает реагировать и учиться, можно сказать тренироваться, нарабатывать свое отношение к внешнему, и поступающему внутрь.
Так же происходит и с эмоциями, реакциями нервной системой на происходящее вокруг, что-то нравится и успокаивает, а что-то нет — формируются предпочтения, или раздражение.
При рождении у ребенка еще нет способности вырабатывать свои собственные антитела, это начинается только с полугода жизни и обуславливает постепенное расширение питания, контакт с внешним.
Что-то ребенок получил внутри утробы от матери, и, если он на грудном кормлении — продолжает получать «защиту», именно поэтому важно материнское молоко до 2-х лет.
Развитие ребенка и изменение питания, контакт с новыми веществами и впечатлениями учит нейроиммунногуморальную систему ребенка адаптироваться к внешнему, нарабатывает «гибкость», но есть и критические периоды, когда ребенок уязвим.
Это 6 месяцев, когда уже заканчивается полученная в утробе защита от матери, а свое еще не наработано. Ввод нерационального докорма, вакцинации, лечение медикаментами могут ухудшить созревание иммунной системы.
Ребенок знакомится с новыми продуктами, ползает, тянет в рот игрушки, пальцы... это вредно, опасно?
Нет, это необходимо!
Мир и мы не стерильны и не должны быть таковыми!
Сначала с молоком матери, с воздухом поступают микроорганизмы, затем с продуктами и другими веществами, и иммунная система натренировывается. К 2–3 годам уже вырабатываются свои антитела, к 6–7 годам можно говорить о полном созревании иммунной системы (ИС) и гуморального, и клеточного звена, то есть организм может полноценно сопротивляться проникающим факторам.
Контакт с вещами, другими детьми — это знакомство ИС с новым, микроорганизмы СТИМУЛИРУЮТ ВОСПАЛЕНИЕ и оставляют память в ИС.
И это дает в дальнейшем возможность противостоять многим серьезным инфекциям и развитию заболеваний.
И лучше в детском возрасте переболеть некоторыми инфекциями, память о которых будет предотвращать заболевания схожими, но более серьезными инфекциями. Лучше не «гасить» ответ ИС на них медикаментами, сбивать температуру, кого-то убивать, что всегда отражается на необходимой человеку «содружественной» микрофлоре.
С рождения ребенок формирует свой микробиом — собственный состав микроорганизмов, который зависит во многом от действий и мышления взрослых.
Именно микроорганизмы в кишечнике тренируют ИС.
Именно собственная разнообразная микробиота формируется к 6–7 годам — ее нужно поддерживать, кормить, создавать для нее среду, благоприятную для роста.
Именно среда определяет, какая микрофлора пойдет в рост — патогенная, способная запускать мутацию генов и их включение, или нормофлора, которая влияет на эпигенетические факторы.
Состав микробиоты, натренированность ИС закладывает здоровье на всю жизнь.
Вирусы, паразиты, бактерии, попадая в тело, стимулируют не только воспалительную систему, но и тренируют навык СДЕРЖИВАТЬ ВОСПАЛЕНИЕ, развивая противовоспалительные механизмы Т-клеточного иммунитета.
Инфекции учат наш иммунитет сдерживать свою реакцию, быть более ПРОТИВоспалительным!
При отсутствии проявленного заболевания, не нужно «лечить анализы», что сегодня видится актуальным.
Важно до 5–8 лет не изолировать ребенка, не окружать «всем стерильным», но соблюдать простые правила гигиены, понимать разницу, между общением детей во дворе, в саду/школе/образовательных центрах и нахождением в закрытой территории аэропортов, самолета, транспорта с действительно многофакторным для ребенка воздействием с опасностью для ребенка.
Все искусственные изоляции ребенка, да и взрослых, от контактов другими, обмена бактериями, обогащения привычными адаптированными вирусами снижают адаптационные способности ИС к новым инфекциям, повышают риск проходить инфекцию/заболевание в более тяжелой форме.
Это касается и опыта эмоциональных контактов. Отсутствие гибкости восприятия ведет к страхам, самоизоляции.
Общение также необходимо для развития и получение любого опыта, но не стоит закреплять боль и страхи, постоянно проговаривая про что-то, как пример, из прошлого случая, и хуже — из своей жизни (не стоит примерять «свое, или чье-то» к ребенку).
Да, их нужно учить переживать боль, страхи и т.д. — это разъяснения, общение и чувства защиты матери, родных, семьи.
А как быть, если родители, мамы сами всего боятся? Какого здоровья ждать от ребенка?
Люди в общении, активном социуме, дети в детских учреждениях, животные в стае — всегда сильнее, так как они имеют обогащенную микрофлору, обогащаются и опытом разнообразия реакций на окружающее.
Нагнетание страха заразиться чем-то принесет болезнь.
Результаты исследований показали, что «детская социальная изоляция приводит к повышению уровню хронического воспаления через 40 лет, у взрослых».
«Стерильный образ жизни» увеличивает вероятность не только аллергических, но и аутоиммунных заболеваний.
Чем выше уровень микробной нагрузки в раннем детстве, тем ниже у взрослых уровень хронического воспаления.
А хроническое воспаление – это риск сердечно-сосудистых заболеваний, деменции, ожирения и др. — сегодня это уже стало актуальной темой в медицине.
Обычно дети часто болеют аденовирусной инфекцией — это очень хорошо тренирует ИС меньше реагировать на вирусы, не «включать» мутацию генов, не запускать более серьезные заболевания.
Исследования выявили, что растет частота детского лимфобластного лейкоза (ежегодно увеличивается на 1%). Несмотря на современное эффективное лечение лейкоза (выше 90%), он остается по частоте смертей вторым раком у детей. Современная теория его возникновения говорит про то, что «два удара» формируют его: первый – это генетическая мутация, возникающая у каждого двадцатого, где не последнюю роль играет микробиота, второй – это «стерильные» условия раннего детства. Мутации могут быть спящими при нормально функционирующем иммунитете.
Исследования на близнецах, на животных доказали эту теорию.
Риск максимален для тех детей, кто меньше сталкивался с воздействием внешних факторов, окружающей «природой», сверстниками, и жил в излишне чистых «стерильных» условиях.
Таким образом, длительная изоляция ребенка от «многообразия внешнего» во время его критических периодов развития нейроиммуноэндокринной системы, может приводить к множеству негативных заболеваний как в детстве, так и в долгосрочной перспективе, когда серьезные заболевания проявляются годы спустя, и никем не связываются с детским периодом, когда все закладывается.
Родителям важно не бояться «всего», а различать адекватную микробную нагрузку от таких же детей в сообществах рядом вокруг, от опасных для детей ситуаций: перемещения до 5-летнего возраста в другие страны, поездки по дорогам с остановками в кафе и т.д., больницы, развлечения в ТЦ, в местах скопления приезжающих с разных мест, может и реально больных людей.
В жизни развивающегося ребенка важно: разнообразие по возрастным особенностям, питание свежей пищей, достаточное количество пре- и пробиотиков (пища ими богатая), времяпрепровождение за городом на природе с семьей, контакт со сверстниками, игры на природе, в грязи, песке, контакт с домашними животными, минимальное использование в быту антибактериальных средств, «навязчивое» мытье рук и протирание антисептиками в бОльшей степени снижает/ликвидирует защищающий липидный барьер/слой кожи, что способствует проникновению более опасных микроорганизмов, но учить мыть руки перед едой — это вопросы воспитания, этот навык относится к здоровым привычкам, к простой гигиене.
Родители, дети находятся под вашей опекой, зависят от ваших привычек и действий — никогда не поздно начать менять некоторые свои нерациональные для здоровья ребенка взгляды и убеждения.
Вы действительно ответственны за здоровье ваших детей — это повседневная жизнь, распорядок, здоровые привычки.
К врачам вы обращаетесь, когда ребенок уже болен, а можно не доводить до этого, как и помогать поддерживать здоровье простыми домашними средствами.
Здоровья вам и вашим детям.