+7 (495) 236-76-52
Журнал
19.03.2021

Как работает гомеопатия

Одним из фундаментальных учений в области искусства врачевания является гомеопатия. Безусловно, в том ее истинном виде, в каком она развивалась Самуэлем Ганеманом (1755–1843). С момента своего возникновения и до сегодняшнего времени гомеопатия находила столько же страстных противников, сколько и приверженцев. Далее мы еще не раз подробно остановимся на гомеопатии. Ее подходы необходимы, когда привычные законы оказываются беспомощными. Тогда ощутимо возрастает интерес к ее пониманию именно в немедицинской среде. И, прежде всего, потому, что гомеопатия является гораздо более значимым явлением, нежели просто терапевтический метод.

гомеопатия

При ближайшем рассмотрении гомеопатия проявляется как истинный принцип исцеления нашего универсума. Благодаря одному этому получает легитимность также и ее конкретное терапевтическое применение. Дополнительные преимущества гомеопатии видны на примерах того, как эзотерическая картина мира оказывается в состоянии с максимальной очевидностью продемонстрировать те взаимосвязи, которые казались логически противоречивыми для материалистически настроенных людей.

Основные нападки в адрес гомеопатии направлены преимущественно против способа приготовления гомеопатических препаратов. Подобные медикаменты настолько «сильно разбавлены», что вряд ли могут еще содержать биологически активные вещества, С «выдающейся» безграмотностью пресса демонстрирует публике весь процесс, приводя в качестве примера капли субстанции, растворенные в Бодензее (Боденском озере) или Северном море. При этом предполагается, что взятая на другом берегу озера вода соответствует гомеопатической жидкости D30. Еще более «научной» оказывается цепочка доказательств, когда в аптеке покупают пять самых разных гомеопатических лекарств, анализируют с помощью современных приборов их атомарную структуру лишь для того, чтобы установить, что все пять бутылочек в конечном итоге содержали спирт с «некими нечистотами».

Обман изобличен! И «в интересах общественности» во весь голос звучит призыв к законодателям, требующий «на законном основании» прекратить это «безобразие».

Для того чтобы и далее не оставаться жертвой этих аргументов, далеких от понимания гомеопатии, нам следовало бы для начала рассмотреть производство гомеопатических лекарств. Исходным веществом для лекарства может оказаться почти все, что существует в этом мире в вещественной форме. Однако ограничимся веществами из трех областей природы: минералами, животными и растениями.

Выберем в качестве примера «красотку» белладонну (Белл.). Из этого растения изготавливается настойка, представляющая исходное вещество и поэтому названная также и первонастойкой (символ 0). От нее берется одна часть и смешивается с 10 частями растворителя (например — спирта). Раствор взбалтывается. Взбалтывание, вернее определенное количество встряхиваний смеси, называется потенцированием. Окончательный результат этого процесса назовем «Белл. D1». Это и есть «десятичная степень» растворения белладонны. От «Белл. D1» вновь берется одна часть и смешивается с 10 частями растворителя. При этом аналогичным способом получается «Белл. D2». Весь процесс потенцирования повторяется до тех пор, пока не приводит к следующей схеме:

1 часть Белл. 0 + 10 частей спирта = Белл. D1 (соотношение 1:10)

1 часть Белл. D1 + 10 частей спирта = Белл. D2 (соотношение 1:100)

1 часть Белл. D2 + 10 частей спирта = Белл. D3 (соотношение 1:1000)

1 часть Белл. D3 + 10 частей спирта = Белл. D4 (соотношение 1:10 000)

1 часть Белл. D4 + 10 частей спирта = Белл. D5 (соотношение 1:100 000)

1 часть Белл. D5 + 10 частей спирта = Белл. D6 (соотношение 1:1 миллион)

1 часть Белл. D6 + 10 частей спирта = Белл. D7 (соотношение 1:10 миллион)

1 часть Белл. D29 + 10 частей спирта = Белл. D30 (соотношение 1:1 квинтиллион)

В данном случае мы закончили эту таблицу на D30, хотя потенцирование лекарств в этом виде еще далеко до завершения. Каждое лекарство определяется различной степенью удаления от исходного вещества. Белладонну D3 может содержать как Белл. D12, D30, так и D200, D500, D1000, D10 000. Белладонна D200 соответствует в вышеприведенной схеме соотношению одной части белладонны к стольким частям спирта, как 1 с 200 нулями.

Известно, впрочем, что уже у D23 не предусмотрено ни единой молекулы первоначальной субстанции (в нашем случае — Белл.). Все, что еще происходит с D23, является ритуальным взбалтыванием спирта. Белладонна D30 абсолютно ничем не отличается от белладонны D200 в химическом отношении: обе они являются чистым спиртом и вовсе не заслуживают первоначального названия «белладонна». Тем не менее гомеопатия работает с этими «максимальными степенями». Ганеман почти без исключения использовал лишь 30-ю степень и с ее помощью проводил лечение больных.

Противники гомеопатии имеют повод ликовать, поскольку настоящим доказано, что гомеопаты работают с «ничем». Но истинный гомеопат использует D30, поскольку уверен, что имеет дело не с одной лишь материей.

Уместно напомнить, что существуют еще и так называемые С-степени («центеразовые» степени), при которых за один этап потенцирования взбалтывается смесь в соотношении 1:100 (вместо 1:10 у D-степеней). С-степени, которые, собственно говоря, являются первичными, имеют определенное преимущество, несмотря на то, что еще быстрее «покидают» сферу материального. Начиная с С12 не остается ни одного атома первоначальной субстанции. Более поздние открытия Ганемана представлены так называемыми LM-степенями («квинта-центеразовые» степени), которые соответствуют максимальным степеням, но более просты для использования в терапии. Однако связанные со всеми этими подробностями специализированные проблемы в данном случае не так уж интересны для нас.

Уже тот факт, что в лекарствах не содержится «ничего» из того, что соответствует названию, представляет некоторую проблему, и «дозировка путаницы» раз за разом увеличивается. К примеру, пациенту прописывают D6, и поэтому он должен принимать лекарство через каждые два часа. Один прием — это всегда семь капель или семь гранул. Гомеопатические лекарства существуют, собственно говоря, не только в жидкой форме, но и в виде маленьких лактозных гранул. Это — так называемые «глобули». В данном случае лактоза является носителем, функционально аналогичным спирту.

А вот лекарство в 30-ой степени (D30) пациент должен принимать лишь один раз в день, D200 дают один единственный раз и потом в течение 6 недель не дают никаких других лекарств. Вот и появляется у привыкшего к «таблеточному буму» гражданина своеобразное чувство — мол, принимаешь всего семь капель и больше ничего? Вот так и происходит, что спустя 6 недель, он вновь объявит, что от D200 «у него в желудке давным-давно ничего не осталось».

Замешательство еще больше возрастет, когда люди узнают, что гомеопат прописал женщине при варикозном расширении вен то же лекарство, которое так замечательно помогло ее супругу от тонзиллита. А при тонзиллите женщина получит совершенно другое лекарство. Странным кажется и то, что на лекарствах нигде не указано, от чего они вообще помогают.

Информация как средство исцеления

При столь всеобъемлющем информационном вздоре, господствующем в нашем обществе, не стоит слишком уж удивляться тому, что зубоскалам так легко дается выставить гомеопатию на посмешище как глупое суеверие. С другой стороны — всему этому противопоставлены успехи, которые столь однозначны, что даже такие «убойные аргументы», как «эффект плацебо», «спонтанное исцеление», «аутосуггестия», звучат не более чем неубедительными отговорками. Подозревать врача-гомеопата, на протяжении 30 лет своей медицинской практики работающего исключительно с гомеопатическими средствами, в том, что он работает лишь посредством давления на силу воображения своих пациентов, в конечном итоге является признаком наивной глупости. Если бы это действительно имело место, то институтская медицина должна была бы устыдиться — отчего же тогда ей не удалось достичь таких же успехов с эффектом плацебо. А тот факт, что даже животным удается излечиться с помощью «силы воображения гомеопатов», надеемся, еще получит научное объяснение.

Здесь уместно было бы привести целый ряд экспериментальных доказательств эффективности гомеопатических лекарств. Это и тест кристаллизации по Пфайфферу, и капиллярный динамолиз по Колиско, и медикаментозный тест по Воллю и так далее. Но куда большее доверие по сравнению со всеми институтскими достижениями вызывает давно доказанная жизнью практическая эффективность гомеопатии. Каждый волен убедиться в этом. По сравнению с функциональными доказательствами куда больший интерес представляют выводы о том, как и почему именно гомеопатия может исцелить и почему она по всем пунктам противоречит миру обычных медицинских представлений.

Все противоречия достаточно быстро устраняются при сравнении двух понятий: «информация» и «информационный носитель». Магнитофонная кассета состоит из пластикового корпуса и покрытой специальным слоем синтетической ленты. На такую кассету можно записать, к примеру, концерт или доклад. Этот доклад или музыка являются информацией, тогда как кассета называется информационным носителем. Две кассеты, два информационных носителя, на одной из которых записан доклад, а на другой — музыка, материально друг от друга не отличаются — просто они несут различные описания, содержат разную информацию.

Точно также дело обстоит и с книгами. Сама книга состоит из бумаги, клея и типографских красок. Ее содержанием вполне может оказаться рассказ по истории Европы. Но если дать эту книгу определенному кругу ученых с просьбой проанализировать ее атомарную структуру, то в результате получится длинный список с перечислением веса книги, ее точных размеров, результатов спектрального анализа, точного химического состава. Лишь история Европы так и не появится в результате подобного анализа. Содержание книги (собственно информация) теряется во время подобного анализа.

С точки зрения противников гомеопатии, весь ассортимент книг — чистейший обман, поскольку все книги содержат одинаковые материалы и разнятся разве что названиями. То, что различные названия соответствуют еще и различному содержанию, методом «спектрального анализа» установить невозможно.

Информация всегда была и остается чем-то нематериальным. Для дальнейшей своей передачи она нуждается в материальном носителе. Подобный материальный носитель может состоять из различных субстанций — магнитофонной ленты, пластинки, бумаги, дерева, камня, металла, воздуха, которые всегда выполняют одну и ту же задачу. Одинаковые информационные носители могут передавать самую разнообразную информацию, тогда как одна и та же информация может быть доверена самым разным носителям. Обычно это и происходит с информацией. Но не столь часто — с материалами-носителями. Если нам необходимо ознакомиться с гетевским «Фаустом», то неважно, напечатан ли текст на бумаге, выгравирован на металле или наговорен на магнитофонную ленту. Существенной, первично важной является сама информация.

Если я прочту экземпляр «Фауста» Гете, этого мне будет вполне достаточно для получения информации. Десять других томов с тем же текстом все равно не дадут мне информации большего объема.

Рассмотрим нашу проблему на этих простейших примерах. Мы уже говорили, что при болезни болен сам человек, а не материя. Материя как таковая заболеть не может, поскольку она сама по себе уже является «больной». На физическом плане проявляются ее отпечатки, следы болезней. Желание исцелиться всегда диктует необходимость расширения горизонтов своего сознания. Но расширение горизонтов сознания ведет, кроме того, еще и к притоку информации. Если лекарство претендует на звание «исцеляющего средства» (посредника излечения), то это средство исцеления обязано передавать человеку недостающую информацию.

Вспомним о соответствии человека-микрокосмоса и макрокосмоса: все, чего не достает человеку-микрокосмосу, должно обнаруживаться в макрокосмосе. Такие принципы, как минералы, животные или растения, индивидуализированы в макрокосмосе. Стало быть — самым значимым лечебным «растением» является именно индивидуальность, душа в качестве представителя первопринципа, выраженного в физическом организме. Если человеку «недостает» первопринципа, уместен будет вопрос врача: чего ж вам в этом случае не хватает? Ведь его можно поискать и в макрокосмосе, и предоставить больному конкретную информацию. Но для этого необходимо освободить информацию растения, минерала, животного и т.д. от ее первоначальной, физической формы проявления. Отпустив ее из материальной темницы, необходимо разместить уже освобожденную информацию на подходящем для этого информационном носителе, чтобы уж затем передавать ее дальше.

Именно это происходит в гомеопатии благодаря потенцированию. В вышеописанном процессе от физической формы поэтапно (!) освобождается самая суть растения, его индивидуальность. Одновременно с этим освобожденная от следов материальности информация соединяется с новым нейтральным носителем — спиртом, лактозой. Чем дольше этот процесс идет, тем больше увеличивается степень потенцирования, тем больше информация освобождается из своего материального заключения. Благодаря этому информация может неограниченно развиваться в нематериальном пространстве.

При этом вместе со степенью потенцирования столь же неудержимо растет и эффективность. После приема всего лишь 2 капель или 2 гранул D200 казавшаяся прежде неизлечимой болезнь исчезает. Если бы кто-то вместо двух гранул сподобился проглотить целый фунт гомеопатического лекарства, ничего существенного бы не произошло — как на примере с книгами, когда десять томов одного текста не дают никакой новой информации. Сотня одинаковых визитных карточек не поведает об адресе их хозяина больше, нежели одна-единственная визитка. Поскольку истинные гомеопаты лишь приближаются к тайне информации — почти все они без исключения работают со степенями субстанций свыше D30. Более низкие степени из-за своих материальных компонентов пока что движутся по физическим, окольным путям, отчего и требуют более частого приема.

Понявший суть потенцирования как поэтапного «процесса одухотворения» материи знает также и о разнице между просто разбавлением и потенцированием вещества. Поэтому образ капли в Бодензее не имеет для него никакого отношения к гомеопатии. Ведь в ней речь идет не о разбавлении вещества. Суть гомеопатии заключается в потенцировании. Гомеопатия в смысле Ганемана является не терапией «с предельно низким количеством лекарств», а терапией без материальных лекарств.

На этом необходимо настаивать до конца. Существуют гомеопаты, именующие себя «критически настроенными», которые до хрипоты отстаивают лозунг, отрицающий максимальные степени. Они стремятся приспособить, вписать более низкие степени веществ в материальные теории в рамках системы мышления академической институтской медицины. Компромиссные формы эзотерических дисциплин, практикуемые некомпетентными последователями, с любой точки зрения являются предательством, свидетельствующем скорее о «профессиональном неврозе» у занимающихся этими дисциплинами. Еще Парацельс сказал: «То, что зубы жуют, тоже лекарство. Только никто его не видит. Оно заключено не в телесном, а в силе своего воздействия».

Принцип аналогичности

После предпринятой попытки проиллюстрировать процесс изготовления и механизм действия гомеопатических средств мы приблизились к самой сути: как нам установить, какой информации недостает больному, как узнать, в какой форме отображается в макрокосмической сфере недостающая информация? Ответ заключается в ставшей классикой формулировке Ганемана: «Similia similibus curantur» («Подобное исцеляется подобным»».

Это признание универсальности подобия является глубинной сутью, стержнем гомеопатии и, в силу своей актуальности, переносится на сферу всего искусства исцеления. Конкретное воплощение этих параллелей происходит с соблюдением основных принципов. Почти каждая встречающаяся в природе субстанция ядовита. Ядовитость различных субстанций определяется дозой, необходимой для действия яда. Например, поваренная соль, чтобы воздействовать на человека как яд, должна быть применена в значительно большем количестве, чем ртуть. Любая субстанция, казалось бы — беспричинно, при определенном количестве может оказать отравляющее воздействие на человеческий организм.

Для гомеопатии важно проверить эффективность воздействия своих лекарств на здоровых. Человеку дают такое количество субстанции (минералов, растений и т.д.), что здоровый организм заболевает. Все симптомы, возникающие при этом, подвергаются внимательнейшему наблюдению и протоколируются. Так получают картину отравления и картину медикаментозного воздействия определенной субстанции. Возникшая в результате отравления картина болезни демонстрирует лишь индивидуальные, субъективные реакции организма на субстанцию. При этом, благодаря повторяющимся проверкам одной и той же субстанции на разных индивидуумах, устанавливается характерная обобщенная картина воздействия испытуемого средства на человека.

При проверке здоровый человек принимает лекарство — и в результате заболевает. Если у врача появляется больной, симптомы которого схожи с образом болезни, порожденной воздействием определенных средств на здорового человека, данное средство начинают называть «simile» (идеальное лекарство), которое в состоянии излечить такого больного. В любом случае больной не получит лекарство в материальной (ядовитой) форме. Ему отпустят лишь носитель с идеей данного средства, который даже нельзя квалифицировать как препарат с определенной дозировкой вещества.

Стоит повториться — лекарство, например белладонна, воздействуя содержащимся в ней ядом, вызывает у здорового человека болезнь с характерными симптомами. Если же больной имеет симптомы, аналогичные картине отравления белладонной (хотя он и не принимал ее), то именно она (теперь уже в потенцированной форме) является наиболее подходящим средством его исцеления. Действует принцип «similia similibus curantur» —«подобное исцеляется подобным». Так во всей своей многозначительности проявляется закон противоположностей: то, что для здорового — яд, для больного — лекарство. И вовсе уж не случайно, что в греческом языке слово «pharmakon» означает и яд, и лекарство.

Вышеописанным способом «пионеры гомеопатии» проверили на собственном организме тысячи самых разных лекарств на предмет симптомов отравления. Врач заболевал сам и становился «сострадающим», в соответствии со значением слова «гомеопат» — homoion = похожий, patein = страдать. Так же как из яда в результате потенцирования получается лекарство, так и из врача, добровольно принимающего на себя болезнь, сходным образом получается истинный целитель. Именно так врач во все своей полноте может воспринять страдания больного. Здесь неизбежно возникает аналогия с Христом, который, будучи Богом, добровольно стал страдающим человеком. Его вели те же стремления, что и врачей-гомеопатов: благодаря переживанию аналогичного страдания — избавить от мучений человечество.

Невообразимое количество веществ было перепроверено на их лекарственное воздействие. И тем не менее такой проверке необходимо подвергать все новые вещества. Даже в случаях, когда обнаружение правильных, «аналогичных» лекарств становится все более проблематичным. Однако гомеопатия исчерпает свое предназначение лишь тогда, когда проверит весь макрокосмос на его ядовитое и лечебное воздействие.

Говоря об источниках заболевания, мы имеем в виду первопринципы в их астрологическом понимании. В этом случае методы, которыми руководствуется гомеопатия, становятся намного понятней. Человек как микрокосмос содержит в себе сумму всех первопринципов в форме нематериальной системы измерения. Макрокосмос изначально содержит все эти первопринципы, но в их «перевернутой», «грешной» форме, прикованной к беспросветности материальных явлений. «Падение» из царства идей в царство материи отравляет принципы, поскольку свойство ядовитости — противоположный полюс целительности, святости. Именно поэтому мы ранее подчеркивали, что материальные субстанции никогда не могут излечить: они еще не освободились сами от себя.

Здоровый человек, взяв подобный первопринцип в его материальной форме проявления, отравится и заболеет. В болезни же все и всегда протекает одинаково. Первопринципы «больного» нисходят до материальной формы, «оглупляются» (Фритше) и материализуются в теле больного в виде какого-либо вещества. Овеществленный первопринцип отравляет человека, и тот заболевает. Теперь ему недостает этого первопринципа в невещественном проявлении. Именно поэтому он и ощущает его отравляющее воздействие в физическом проявлении.

В непростые задачи гомеопата входит обнаружение конкретного первопринципа, послужившего причиной болезни. Он должен дать больному недостающий первопринцип в виде лекарства, порожденного макрокосмосом, однако, благодаря потенцированию, освободившегося и превратившегося в нематериальную форму. Больной получает то, чего ему недостает. Подобная информация обеспечит также отделение в физической сфере необходимых и ставших ядовитыми первопринципов. Вызванную «секрецию», являющуюся реакцией на разные воздействия, можно измерить чисто экспериментально. Пациенту дают одну дозу серы D200, и при этом его тело неожиданно начинает выделять приблизительно в 600 раз больше серы, чем обычно, — до 5,76 грамм ежедневно.

Исходя из закона подобия, Ганеман сформулировал весьма эффективный первопринцип. Процесс исцеления может протекать лишь благодаря схожести. Институтская медицина мыслит аллопатически, она пытается лечить противоположным — per contraria. Принцип контраста противоречит всем космическим законам. Сопротивление всегда порождает сопротивление. В результате можно достичь лишь внешнего эффекта, но не исцелить. Об этом знали все великие врачи. Еще за 200 лет до Ганемана великий Парацельс сказал: «Ни в коем случае не пытайтесь лечить per contraria, контрастными средствами, а лишь с помощью одинакового» (sed quodlibet suosimile).

Парацельс пишет в своем труде «Paragranum»: «Предписанное тебе лечение показывает, что у твоей болезни — признаки отравления мышьяком. Но мышьяк исцеляет мышьяк, как только яд может исцелить яд. Поэтому и человек может исцелить другого — поскольку они одинаковой анатомии. А одинаковая анатомия — основа взаимоисцеления». Уже Парацельсу было известно о принципе подобия. Однако он пока еще не знал о способе изготовления лекарств посредством потенцирования. Вместо этого он изготавливал свои лекарства алхимическими средствами. В алхимической подготовке лекарств также происходит подобное превращение яда в лекарство, однако иным образом, нежели при потенцировании.

В заключение еще раз напомню об эскизе гомеопатической структуры, намеченном в предыдущей части книги, —астротерапии, которая теперь должна стать куда понятней. Если некто страдает из-за первопринципа Сатурна — он и получит в виде средства исцеления его переупорядоченный принцип. Человеку, страдающему от депрессии, понадобится черное помещение, а не разноцветье красок.

Это обобщение наглядно демонстрирует, что любой недуг является микрокосмическим повторением того, что мы называем грехопадением. И поэтому любое исцеление должно, хотя бы в малом, стать процессом искупления.

Об авторе

Торвальд Детлефсен — дипломированный психолог, психотерапевт, один из самых известных представителей эзотерической психологии. Один из авторов мирового бестселлера «Болезнь как путь».

Глава из книги Т. Детлефсена «Судьба как шанс. Перво-знание о совершенстве человека». «София», 2003 г. Перевод с немецкого под ред. А. Швыдского

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
«Руководство по иридодиагностике и фитотерапии. Общая иридодиагностика и общая фитотерапия» Данилюк О.А., Махонина Е.М. 08.04.2021 «Руководство по иридодиагностике и фитотерапии. Общая иридодиагностика и общая фитотерапия» Данилюк О.А., Махонина Е.М. Режим питания при болезнях печени и застое желчи 29.03.2021 Режим питания при болезнях печени и застое желчи Наблюдающее Я. Артур Дейкман 22.03.2021 Наблюдающее Я. Артур Дейкман Как работает гомеопатия 19.03.2021 Как работает гомеопатия Причины и лечение артрита с позиции остеопатии 18.03.2021 Причины и лечение артрита с позиции остеопатии Пластичность мозга. Норман Дойдж 16.03.2021 Пластичность мозга. Норман Дойдж

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами