Георгиос Папаниколау — великий даритель жизни
«Лучше предупредить, чем лечить». Этому «профилактическому ключу», предложенному Гиппократом, уже почти 25 веков.
Как можно предупредить болезнь? Существует по меньшей мере две стратегии. Первая сводится к тому, чтобы не создавать внутри себя благоприятную почву для укоренения и прорастания недуга, — индивидуально правильный образ жизни во всех ее сферах: физической, психической, духовной. Вторая — к выявлению с помощью современных высокочувствительных методов состояния предболезни. Когда изменения уже есть, а настораживающих симптомов еще нет. Именно она лежит в основе плановых профилактических осмотров, диспансеризаций, скрининговых обследований.
Эти стратегии не противоречат друг другу и могут быть взаимодополнительными.
Можно ли предупредить рак? Теоретически, да. Ибо предшествующие ему изменения на клеточном уровне начинаются в организме за годы до появления видимых отклонений в его работе. Практически это удается пока далеко не для всех видов онкозаболеваний.
Примером реальных успехов в этом направлении служит цитологический скрининг рака шейки матки, разработанный удивительным человеком — греческим врачом и ученым Георгиосом Н. Папаниколау (1883–1962). Вот уже более полувека он приносит свои дарующие жизнь плоды, снижая смертность от данного типа онкозаболеваний на 70%. Этот диагностический метод называют еще «мазок по Папаниколау», «окраска Папаниколау», «ПАП-тест».
Дважды автора при жизни представляли к Нобелевской премии, дважды приходил отказ, мотивированный тем, что речь идет не о лечебном методе. Но десятилетия, прошедшие с тех пор, доказали справедливость слов Гиппократа… В отношении рака шейки матки действительно эффективнее распознать и предупредить болезнь, чем лечить ее в стадии далеко зашедшего процесса.
В конце жизни, полностью отданной науке во благо людей, Папаниколау писал:
«Я благодарен Богу за то, что он подарил мне долгую жизнь и дал мне силы счастливо её закончить».
Его жизненный путь не закончился смертью. Он продолжается в благодарности, в надежде, в радости тех, кто благодаря его следам продолжает жить. Он продолжается в исследованиях новых ученых, небезразличных будущему и судьбам людей.
А начинался путь трудов, испытаний, побед и открытий с мечты молодого Георгиоса:
«...Моя мечта — не разбогатеть, даже не прожить счастливо, а работать, действовать и творить, делать то, что достойно человека честного и сильного».
«Послужной список» этого действительно достойного, сильного и честного человека огромен: медицинский факультет Афинского университета, служба в армии, учеба и работа в университетах Йены, Фрайбурга и Мюнхена, защита докторской диссертации, добровольное участие в Балканских войнах… С 1913 года начинается американский период его жизни — ученого, врача, преподавателя, в котором и было сделано это спасительное открытие (в конце 20-ых годов). Поначалу оно не было принято коллегами с распростертыми объятиями. Понадобились годы, чтобы большинство врачей признали его значимость и эффективность, а сам метод заработал на благо людей по всему миру.
Георгиос Папаниколау — ученый читается в его многочисленных научных трудах. Георгиос Папаниколау — человек — в дошедших до нас письмах.
«... То, что мне удалось достигнуть на сегодняшний день, объясняется многими причинами, которые заставили меня избегать тесного общения в последние годы, и самая большая роль в этом принадлежит моей скрипке. Она мне открыла мир, который я даже не представлял себе изначально. Она исправила мою душу, дала мне силы перенести отчаянную изоляцию и возродила некоторые идеалы. Нет! Я не был бы таким без неё...» (из письма Папаниколау отцу, Афины 27 ноября 1904 г.)
«... По природе я не эгоист и не бесчувственный. У меня есть воля, но я предпочитаю и испытываю удовольствие, когда направляю её против самого себя. По какой причине я был слеп и дальше себя ничего не видел? Неправильное понимание всех философов-атомистов и поэтов и, особенно, Ницше и Ибсена. Мораль была такая – «цель оправдывает средства». Если существовала необходимость идти по трупам, чтобы преуспеть, я думал, что мне надо это делать. Абсолютно бессознательный эгоист. Этому не учил ни Ницше, ни Ибсен, ни Зудерман. Я, но и заодно со мной, к сожалению, многие, очень многие молодые люди так захотели их понять.... Я больше не безразличен к средствам, которые использую для достижения своей цели...» (из письма Папаниколау своему отцу, Фрайбург, 30 декабря 1907 г.)
«... Меня попросил директор издаваемой здесь ежедневной греческой газеты «Афина» быть его сотрудником.... В этом случае я буду зарабатывать больше денег, больше 100 талеров в месяц. Однако при всем при этом я колеблюсь согласиться на постоянную работу, т.к. журналистика, хотя и довольно прибыльна здесь, меня не вдохновляет, т.к. она портит характер человека и не позволяет даже в кругах местного греческого общества продвинуться на высшую ступень экономического и нравственного будущего.» (из письма Папаниколау отцу, Нью-Йорк, 14 декабря 1913 г.)
«... Во всех моих письмах в ваших глазах я выгляжу оптимистичным, и вы думаете, что мы, может, получаем удовольствие от нашей теперешней жизни. Если бы вы знали, сколько раз моя Андромаха приходит домой со слезами на глазах, изможденная работой и условиями, к которым она не привыкла, и сколько раз и сам я еще чувствовал и чувствую такое изнурение, что дохожу до отчаяния. Если у меня есть силы победить это бессилие, это не означает, что я не страдаю. Однако, у меня есть немного гордости и я не хочу другим показывать эти моменты...» Нью-Йорк, 30 мая, 1914 г. (из письма отцу).
Кто, невзирая на жизненные перипетии, вдохновлял Георгиоса Папаниколау на благородный труд, длинною в жизнь? Долг? Любовь к людям? Георгий Победоносец, чье имя носил ученый?
Наверное, все вместе. И, обязательно, супруга Папаниколау, его любимый, близкий, верный и мужественный сотрудник и друг — Андромаха Маврогенус — потомок героини восстания 1821 г., Мадо Маврогенус, более известная, как Мария Папаниколау. 52 года она была рядом с ним и в работе, и в жизни. 20 лет после его ухода из мира продолжала начатое им дело в Онкологическом Исследовательском центре, который носит имя Георгиоса Папаниколау в Майями, во Флориде.
Американское Противораковое Общество охарактеризовало ее как «уникальную женщину, которая как никто другой в мире помогла человеку и, которая поставила перед собой цель помочь всем женщинам человечества».
В статье с благодарностью использован материал сайта