+7 (495) 236-76-52
Журнал
23.11.2017
Алукер Михаил Ильич

Отношения «врач — пациент» с точки зрения врача традиционной китайской медицины

Что такое болезнь и каковы ее причины? Что такое здоровье? Возможно ли к нему прийти в наше такое непростое, нездоровое время? Что на этом пути к выздоровлению зависит от врача, а что от пациента?

На эти и другие вопросы сегодня отвечает Алукер Михаил Ильич — врач иглорефлексотерапевт, специалист по методикам цигун и китайского массажа Zagerclinic.

Алукер Михаил

Беседу ведет Наталья Аднорал

Четыре Благородные Истины буддизма в аспекте медицины будут звучать как:
1. Болезнь существует.
2. У болезни есть причина(ы).
3. Болезнь можно прекратить.
4. Есть путь, ведущий к прекращению болезни — путь выздоровления, исцеления.

Н.А.: Михаил Ильич, что такое болезнь с точки зрения Вас, как врача традиционной китайской медицины?

М.А.: Болезнь — это нарушение взаимодействия человека с окружающим миром. Можно развернуть это определение. Человек взаимодействует с окружающей средой: с космосом, с природой и, прежде всего, с людьми. Взаимодействуя с социумом, человек где-то, скажем так, «зависает». В течение дня человека что-то постоянно раздражает, одни и те же вещи: и в транспорте, и на работе, и дома. Явно, что именно в этой точке взаимодействие человека с окружающим миром нарушается. И человек на это постоянно неадекватно реагирует. И возникает болезнь.

В традиционной китайской медицине основными причинами болезни считаются: эмоциональные, связанные с питанием и климатические. Т.к. питание и влияние климатических факторов тоже можно считать взаимодействием с окружающей средой. В результате в организме возникают нарушения, и появляется болезнь.

Н.А.: Но миллионы людей находятся в одних и тех же климатических условиях, не очень правильно питаются. И, тем не менее, у одних возникают болезни, а у других нет. Какой же фактор все-таки первичен: эмоциональный, конституциональный и т.д.?

М.А.: Во-первых, как справедливо говорится, здоровый человек — это недообследованный человек. Во-вторых, да, есть конституциональные факторы. Но что это такое.

Конституциональный фактор обусловлен первой травмой человека. И тем, как его родители справлялись со стрессами. Это значит, что ребенок, которому, допустим, год или несколько месяцев, получил какую-то эмоциональную травму. Она есть всегда и у всех, не существует людей, у которых в детстве не было бы никакой эмоциональной травмы. И те выводы, которые человек делает о себе и о мире, и приводят его к определенному конституциональному поведению. Естественно, что генетика человека тоже на это влияет. Но я делаю акцент на взаимодействии человека и мира. Т.е. первый травматический опыт взаимодействия человека и мира дальше выстраивает целую линейку взаимодействий. И те выводы, которые человек делает в детстве при первой травме, дальше всегда продолжают работать. На этот клубок наматываются дальнейшие травмы, дальнейший жизненный опыт. И так формируется конституциональный тип — предрасположенность человека к определенным проблемам. Это и есть среда, в которой проявляется болезнь. Где есть трещина — там самое слабое место.

Н.А.: По пульсу можно распознать эту трещину?

М.А.: Достаточно опытный врач может это сделать.

Но в школе «Пяти элементов» пульс используется как вторичный способ диагностики. Распознавание болезни происходит по четырем факторам: эмоции, цвету, запаху и звуку. Принимается во внимание тембр голоса человека, запах, энергетический цвет определенных зон на лице и те эмоции, на которых человек «зависает» при общении. Должно совпасть три из четырех признаков, чтобы можно было выделить «изначальный фактор» (конституциональный тип). Это может не проявляться в пульсе. В пульсе будут проявляться вторичные или третичные последствия. Возможно, что очень опытный врач сможет добраться до первичного фактора и по пульсу.

Но лично у меня такого опыта нет.

Считается, что врач традиционной китайской медицины не психотерапевт. И работает он с энергетическими каналами и взаимосвязями человека. А энергетический уровень иерархически более «низкий» по отношению к эмоциональному и ментальному.

Н.А.: Но получается, что воздействуя на него, мы можем влиять на первопричину — эмоциональный блок, который приводит к разбалансу?

М.А.: Да. Раньше, до коммунистического режима китайская медицина была очень многомерной. Коммунисты «срезали» несколько нематериальных пластов и оставили современное иглоукалывание. В первых трактатах традиционной китайской медицины (две тысячи лет назад) энергетическим аспектам уделялось больше внимания, чем эмоциональным. Хотя об эмоциях там тоже говорилось. Но в школах цигун изначальный подход сохранился лучше, и до сих пор эмоциональным аспектам уделяется большое внимание.

Я хочу сказать, что раньше в традиционной китайской медицине уделялось внимание всему. Все было взаимозависимо. И сейчас, насколько я понимаю, китайская медицина рассматривает все это комплексно. И для нее нет большой разницы, на каком уровне проявляется патология: на ментальном, эмоциональном, энергетическом или физическом. Все равно иглоукалыванием можно на нее воздействовать, т.к. все взаимосвязано.

Н.А.: А что такое здоровье?

М.А.: Целостность. Это состояние, которое ни один из ныне живущих людей, за редчайшими исключениями, не достиг. Даже если человек здоров по критериям аллопатической медицины и имеет «здоровый» пульс, это еще не означает, что он целостный.

В ранних китайских трактатах описывается здоровый человек, который гармонично взаимодействует с окружающим миром. Это человек, который находится в гармонии, соответствует своему предназначению, соответствует временному циклу, соответствует пространству, в котором живет.

Из этого получается, что здоровый человек — это человек, который живет в гармонии с окружающей средой: с космосом, с природой, с другими людьми, с самим собой.

Но таких людей мало, или они уже не с нами…

Н.А.: Тогда возникает вопрос: что делает врач, куда он ведет пациента? Он же не ведет человека к недостижимым высотам?

М.А.: Естественно. Врачи возникли тогда, когда у людей снизилась осознанность. Обществу, в котором живут здоровые люди, врачи не нужны. Как не нужны и юристы, политики и др., потребность в которых возникает только потому, что нет осознанности.

Я хочу сказать, что общество нездорово. А в нездоровом обществе практически не может быть здоровых людей. В здоровом обществе взаимоотношения между людьми складываются совсем по-другому.

Поэтому в такой ситуации врач пытается хотя бы поддержать то, что есть.

На данном уровне осознанности люди сами не умеют управлять своим организмом, не умеют управлять своим взаимодействием с окружающим миром. И им нужен специалист, который будет за них это делать, — врач. Люди не умеют взаимодействовать друг с другом. Им нужен специалист, который будет это делать, — юрист. Люди не умеют сами выстраивать общество. Им нужен кто-то, кто будет это делать за них, — правительство. И т.д.

Т.е., врач — это костыль. Я горжусь своей профессией, но объективно я являюсь костылем между человеком и здоровьем.

Н.А.: Есть ли в Вашей практике случаи, когда человеку удавалось освободиться от необходимости опираться на костыль в виде Вас? Человек же сознательно не планирует всю свою жизнь ходить к врачам! Он приходит со своей болезнью и ждет, что его вылечат, и он уйдет и забудет о ней. Но часто получается не так.

М.А.: Все правильно. Если человек приходит с таким настроем, то он не сможет выздороветь. Он может только временно избавиться от болезни.

Я и как аллопат (когда им работал), и как практик восточной медицины иногда вижу людей, которые справляются с проблемой. Это происходит в любой практике только в одном случае: если человек меняет мозги и начинает что-то делать по-другому. Это всегда так. И по-другому не может быть. В остальных случаях человеку в какой-то момент все равно понадобится врач.

Во взаимодействии с пациентами я всегда стараюсь дать им возможность работать самим над своей проблемой. Я сталкиваюсь с тем, что у людей в среднем очень низкая осознанность. Просто нет таких навыков. Потому, что не научили. Это не хорошо, не плохо. У кого эти навыки более развиты, тем легче; у кого менее, тем сложнее. Но научиться этому может любой человек. Любой человек может прийти, если не к целостности, то, по крайней мере, к состоянию, в котором он будет поддерживать свое тело и долго жить продуктивной жизнью.

.А.: Вы озвучиваете пациентам их эмоциональные проблемы? Или это зависит от того, готов человек это услышать или нет?

М.А.: Я не со всеми на эту тему говорю. С некоторыми — да. Так как я ставлю на этом акцент, то, соответственно, у пациентов в процессе лечения эти вещи проявляются. Потому что это зависит от врача. На чем врач ставит акцент. Так как это неотъемлемая часть жизни, и большинство заболеваний в наше время как-то связаны с эмоциональными проблемами, приходится об этом говорить.

Н.А.: Правильно ли я поняла: в помощи человеку есть «программа минимум» и «программа максимум», и то, что находится между ними?

«Программа минимум» — помочь его телу адаптироваться к той ситуации, которая есть, и жить внутри этой ситуации. А «программа максимум» — помочь человеку идти к здоровью самому.

М.А.: Да. И это зависит от уровня развития человека. Например, маленькому ребенку можно сказать, что солнце — это лампочка. Ребенку постарше можно сказать, что солнце — это звезда. Ребенку, который уже начал изучать физику, можно рассказывать о термоядерных реакциях.

Также и с пациентами. Каким-то людям бесполезно говорить о более глубоких вещах, потому что им это не интересно и не нужно. А для некоторых людей это важно. Ко мне чаще приходят пациенты (так как они всегда приходят «под врача»), которые готовы с этим работать.

Н.А.: Как с точки зрения традиционной китайской медицины и Вашего опыта можно сформулировать кодекс чести врача? Что-то самое-самое важное.

М.А.: Я к этому подхожу эзотерически. Поэтому попробую с разных точек зрения.

В любом случае это связано с ответственностью. С эзотерической точки зрения любое взаимодействие с любым человеком влечет за собой какие-то кармические последствия, если оно не было полностью кармически нейтральным. Или, другими словами, если оно не было основано на принципах безусловной любви. Если говорить с профессиональной точки зрения, то получается то же самое: врач несет ответственность за взаимодействие с пациентом.

Ответственность — это практически и есть кодекс. Это если говорить в общем. А конкретные вещи уже исходят из этого.

Н.А.: Получается, что врач в некотором смысле несет ответственность за собственное движение, за собственное развитие. Потому что, если он сам стоит на месте, сам «нашпигован» различными стрессами от взаимодействия с окружающим миром и не разрешает их, то какое моральное право он имеет ожидать что-либо от пациента?

М.А.: Да. Совершенно точно. И происходит то, что пациенты считывают с врача все эти вещи: и любые проблемы, и любые проработки. Поэтому в идеале вообще ничего говорить не надо. Надо Быть. Но в нашем обществе люди привыкли взаимодействовать словами, так что все-таки надо говорить на эти темы.

Я часто говорю с пациентами, исходя из собственного опыта, о том, что я сам уже прошел. Не обязательно говорю, что это я прошел, но стараюсь не заходить за эти рамки.

Н.А.: Можно ли говорить о «кодексе чести» пациента? В чем он заключается?

М.А.: То же самое. Все сводится к ответственности.

В принципе, ответственность за исцеление целиком лежит на пациенте. Потому что человек не может исцелить никого, кроме себя. Но эта ответственность не по отношению к врачу, а по отношению к самому себе. Поэтому у врача и пациента не симметричные ответственности. Я могу что-то делать, а человек может это как-то, по каким-то причинам внутренне саботировать. Или просто не выполнять какие-то рекомендации. Но это его ответственность по отношению к себе. Потому что в такой ситуации я являюсь советником человека. А он — главный директор, режиссер своего организма, и у него есть люди, которые на него работают: психолог, юрист, врач. Они выполняют свою работу, как советники. А основная ответственность за «предприятие» лежит на самом человеке. Он — директор самому себе.

Будет ли врач «костылем» или «проводником» на пути к здоровью, зависит от выбора пациента.

Болезнь — это утрата гармонии, а исцеление — ее возобновление. Задача врача — как минимум, помочь организму восстановить нарушенные связи и, как максимум, помочь человеку встать на путь обретения здоровья. Но идти по этому пути способен лишь сам человек.

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
О важности позиции выживания или творчества для выздоровления 06.05.2021 О важности позиции выживания или творчества для выздоровления Как работает гомеопатический препарат 26.04.2021 Как работает гомеопатический препарат Духовная кулинария. Рецепты по саморазвитию. Ю. Куклачев, Е. Куклачева 16.04.2021 Духовная кулинария. Рецепты по саморазвитию. Ю. Куклачев, Е. Куклачева Духовность и стремление к гармонии с окружающим миром 13.04.2021 Духовность и стремление к гармонии с окружающим миром Что лечат иглоукалыванием? 12.04.2021 Что лечат иглоукалыванием? «Руководство по иридодиагностике и фитотерапии. Общая иридодиагностика и общая фитотерапия» Данилюк О.А., Махонина Е.М. 08.04.2021 «Руководство по иридодиагностике и фитотерапии. Общая иридодиагностика и общая фитотерапия» Данилюк О.А., Махонина Е.М.

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами