Трудности в практике наблюдения
Важность наблюдения
Наблюдение — неотъемлемая часть жизни: с первых часов жизни мы постоянно получаем информацию об окружающем мире, собирая и анализируя сведения о нем и о себе. В наблюдении участвуют все органы чувств, ведь информация может быть зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной. Кроме того, данные, полученные при наблюдении, нуждаются в переработке, осмыслении — и результат осмысления, осознавания влияет на дальнейший процесс наблюдения. Например, понимая, что ничего не меняется (или меняется слишком медленно), мы меняем объект наблюдения, или параметры наблюдения — включаем другие органы чувств, оцениваем другие свойства наблюдаемого объекта, выбираем другой временной интервал, через который мы снова оцениваем характеристики объекта.
Таким образом, мы должны хорошо представлять: что мы должны оценивать в процессе наблюдения (параметры объекта), как часто нужно возвращаться к оценке свойств объекта (интервал наблюдения), с какой целью мы наблюдаем (что мы будем делать с результатом наблюдения).
Даже если цель наблюдения не обозначается напрямую, наблюдение всегда направлено на познание, понимание как объекта наблюдения, так и самого наблюдателя.
Наблюдая за чем-либо некоторое время, мы замечаем, что наше отношение к объекту меняется — он становится более знакомым, какие-то свойства приобретают большее (или меньшее) значение: с одной стороны, "взгляд замыливается", и мы перестаем замечать очевидные детали, с другой стороны, мы больше концентрируем внимание на тех особенностях объекта, которые мы считаем более важными. Таким образом, процесс наблюдения меняет самого наблюдателя — делает его более внимательным (он начинает замечать больше, "присматривается") и более субъективным: увеличивается разрыв между тем, что считается незначительным, и тем, чему придается большое значение. Именно поэтому так полезно время от времени переносить фокус внимания с одного объекта на другой — это позволяет сохранить внимательность и немного сократить субъективность ("не вижу то, что есть, и вижу то, что хочу увидеть").
Наблюдение за организмом
Наблюдение за организмом (телесными проявлениями, ощущениями, эмоциями, мыслями) — очень интересный процесс, открывающий наблюдателю обширное внутреннее пространство. Именно на таком наблюдении построены все способы повышения осознанности — медитация, техники самосозерцания, успокоения и уравновешивания. Если человек не пытается повысить осознанность, то он, как правило, наблюдает за своим организмом только в состоянии, когда "что-то не так": болезнь, травма, эмоциональный стресс. В таком состоянии мало что удается обнаружить, потому что эмоции, реакция личности, блокируют весь процесс, и у человека возникает желание поскорее "убрать" дискомфортные ощущения: принять обезболивающее, транквилизатор, антидепрессант, капли Баха, алкоголь — что угодно, лишь бы избавиться от дискомфорта.
Чтобы полноценно наблюдать за организмом, нужно хотя бы знать, что там вообще есть — сначала с точки зрения стороннего наблюдателя, а только потом по ощущениям изнутри. Если знать, что есть в организме, то во время наблюдения можно довольно быстро понять и объяснить, что "не так работает" в данный момент. Интересно отметить, что любой человек очень хорошо знает, что происходит в организме, именно с точки зрения ощущений, то есть взгляда "изнутри": как работает кишечник, легко ли дышится, хороший ли сон и т.д. Однако здесь работает эффект "привыкания" — организм всегда доступен наблюдению, поэтому небольшим изменениям часто не придают значения — сигнал тревоги звучит, только если дискомфорт начинает отвлекать личность от социальной активности, от интересных для нее занятий.
Из-за недостатка знаний об организме человеку трудно понять, за чем нужно наблюдать, на что ориентироваться и что делать с полученной информацией. Здесь "на помощь" приходит информационное пространство, где свалено множество диагнозов, теорий, концепций: "красота и здоровье — одно и то же", "если другие обращают внимание, значит со мной что-то не так", "у других этого нет, значит это проявление болезни", "так раньше не было, значит это что-то плохое". К этим конструкциям добавляется запугивание, "сгущение красок", широко практикуемое аллопатической медициной, а также доступность медицинской информации в интернете: какие угодно симптомы можно произвольно сопоставить с любым диагнозом, независимо от стадии и тяжести состояния, а затем посмотреть прогноз и ужаснуться.
На самом деле любому человеку нужны простые принципы наблюдений, которые логично приводят к практическим выводам: куда смотреть, чему придавать меньше значения, в каких случаях нужно срочно принимать меры, а когда можно подождать и понаблюдать еще.
Что есть в организме
Организм дан человеку в виде ощущений, многообразных, ярких или не очень, но всегда очень индивидуальных, при этом все проявления организма (с точки зрения стороннего наблюдателя) можно разделить на 4 группы.
1. Собственно ощущения — приятные, нейтральные и неприятные. По сути, это своеобразный язык организма, с помощью которого он передает сигналы о том, что происходит. Ощущения — это характеристики жизнедеятельности, которые есть всегда, пока человек жив. Самые значимые с точки зрения наблюдений — неприятные ощущения. Для описания их можно сравнивать с каким-либо действием (жгучие, тянущие, колющие, сжимающие), они могут относиться ко всему организму (тошнота, жажда, сонливость), а могут — к определенному органу или системе (сухость во рту, шум в ушах, тяжесть в голове).
Самое главное отличие ощущений от всех остальных проявлений организма — они отвечают на вопрос "Что я чувствую?"
2. Эмоциональные реакции и мысли — это те проявления, которые отражают отношение личности к происходящему внутри организма и во внешнем мире. Эмоции и мысли включаются всегда, при любых проявлениях организма (в том числе и при самих мыслях или эмоциях) — довольно часто бывает так, что эмоция (или мысль) по интенсивности существенно превосходят само ощущение, по поводу которого она появилась.
3. Структурные изменения — это то, что человек может наблюдать (например, на коже), или то, что можно выявить в процессе обследований (например, рентгенологическом, КТ или МРТ, УЗИ). При современном уровне технологий какие-то изменения обнаруживаются почти всегда, но возникают вопросы о связи этих изменений с текущими проявлениями (ощущениями, функциями), о давности этих изменений и о прогнозе (что будет дальше и когда) — но на эти вопросы современные исследования ответить не могут.
Другая проблема исследований — это необходимость обученного специалиста для интерпретации результатов, то есть здесь возникает аспект субъективности, который увеличивается по мере сложности и технологичности.
4. Функции, в отличие от ощущений, характеризуют сферу деятельности организма, действия, которые предпринимает организм, чтобы поддерживать жизнь. Несмотря на многообразие проявлений организма, этих функций не так много:
* Сон характеризуется засыпанием (способностью относительно быстро погрузиться в сон), непрерывностью (способностью без пробуждений спать определенное количество часов или быстро засыпать после пробуждения), не слишком ранним или поздним пробуждением (способностью обеспечивать определенную длительность сна).
* Общая активность — это способность к физической и умственной деятельности, наличие для этого сил. Здесь возникает слово "могу", в отличие от "хочу" и "надо" (последние два не относятся к общей активности и наличию сил).
* Дыхание включает в себя вдох и выдох, определенную частоту и глубину дыхания — обычно незатрудненное дыхание напрямую связано с наличием сил для физической деятельности.
* Движение одних частей тела относительно других, перемещение тела в пространстве, способность поддерживать определенное положение тела (в покое) — это работа опорно-двигательного аппарата. Здесь речь идет о каждодневных, обычных движениях и положениях тела, а не о спортивных нагрузках (особых упражнениях или позах йоги).
* Аппетит и прием пищи (жевание, глотание) — это первая часть процесса пищеварения, которая очень хорошо ощущается, даже поддается контролю, в отличие от пищеварения в желудке и кишечнике, которое не ощущается вообще.
* Стул (опорожнение прямой кишки, дефекация) — это последняя часть процесса пищеварения, результат всего процесса: насколько полноценно происходит переваривание, всасывание и освобождение организма от того, что ему не нужно. Ежедневный стул — это своеобразный "золотой стандарт" функции пищеварения и часть работы выделительной системы организма.
* Мочеиспускание (образование достаточного количества мочи, способность мочевого пузыря накапливать мочу без непроизвольного подтекания и способность к полноценному опорожнению в связи с позывом) — еще одна часть работы выделительной системы организма.
* Чувствительность (обоняние, осязание, вкус, зрение, слух, равновесие, мышечное чувство) — важнейшая часть работы организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой, восприятие внешних стимулов. Равновесие и мышечное чувство направлены также на координацию и поддержание связей между разными частями организма, восприятие и переработку внутренних стимулов.
* Терморегуляция — способность организма поддерживать постоянную температуру тела. Это функция организма, которая реализуется через другую работу организма — движения, активность, сон, пищеварение, дыхание — именно эти функции могут существенно меняться при повышении или снижении температуры.
* Размножение включает менструальную функцию и способность к зачатию у женщин, эрекцию и определенные свойства спермы у мужчин.
* Психические функции охватывают восприятие, эмоции, когнитивный процесс (мышление, память, внимание), поведение.
Основной вопрос, на который отвечает функция — "Какое действие происходит?" — и под действием понимается работа, которая иногда может быть не очень видна со стороны, например, засыпание, аппетит или поддержание положения тела в покое. Сложность состоит в том, что и собственно ощущения, и функции (работа организма) даны человеку в ощущениях — здесь часто возникает путаница.
История развития отношений
Организм появляется раньше личности и с самого начала представляет собой целостную систему со всеми функциями (разной степени зрелости), способную функционировать достаточно автономно (разумеется, с разной степенью поддержки). Личность начинает формироваться только при определенной степени развития структур нервной системы — только тогда полноценно развиваются все психические функции: эмоции, мышление, память, внимание, практическая деятельность (в том числе речь). Необходимое условие развития личности — пребывание ее в определенной социальной среде, со своей структурой, системой сигналов, этики и эстетики.
В первые годы жизни организм доминирует над личностью, физиологические процессы преобладают над психическими. Маленький ребенок почти никак не участвует в социальных процессах, не реализует никаких личностных программ. Развитие личности на ранних этапах происходит в фоновом режиме, в процессе наблюдения за окружающим микросоциумом семьи — взаимоотношениями между родительскими фигурами, между ближайшими родственниками, за эмоциональными реакциями, повторяющимися ситуациями. Но с течением времени ситуация меняется, и после попадания в большой социум (например, в школу) личность начинает все больше доминировать над организмом.
В итоге все доходит до того, что личность может пренебрегать физиологическими потребностями в угоду личностным программам: забывает поесть (или ограничивает сон) из-за важных дел, отказывается от рождения детей (или переезжает в некомфортные условия жизни) по карьерным соображениям, деформирует свое тело для повышения социальной привлекательности — примеров этому очень много.
Большую часть жизни личность доминирует и определяет, что должен делать организм: формирует образ жизни (часто весьма нездоровый, разрушающий здоровье), выбирает работу и отношения (которые могут повреждать организм), использует лекарства и медицинские процедуры, которые подавляют естественные проявления организма и в итоге разрушают его.
Язык организма — это ощущения, функции, структурные изменения — предназначен для "личного пользования" и весьма индивидуален: нет двух одинаковых кожных высыпаний, один и тот же симптом разные пациенты будут описывать по-разному, в проявлениях любой функции есть очень много индивидуальных особенностей.
Личность пользуется языком, который есть в социуме и предназначен для того, чтобы все понимали всех. Личность существует в социальном пространстве, перенимает социальные стереотипы, господствующие идеи и модели поведения, этические принципы, понятия о прекрасном — для организма все эти понятия не имеют никакого значения, важна только работа по поддержанию жизнедеятельности.
Личность создает трудности при наблюдении за организмом
Вместо того, чтобы наблюдать и описывать ощущения, которые возникают в организме, личность переносит внимание на эмоции, связанные с этими ощущениями. "Этого ощущения раньше не было, я опасаюсь его" — и начинается поток мыслей, на тему "чем мне могут угрожать эти ощущения".
Вместо того, чтобы оценить функциональные ограничения (проявления работы организма), личность переносит внимание на социальную активность (работу в социуме), которая не выполняется должным образом. "Чем мне может мешать головная боль? — на работу я могу ходить".
Вместо того, чтобы беспристрастно рассмотреть структурные изменения (на коже, слизистых, или выявленные при каких-либо обследованиях) и оценить, каким образом эти изменения мешают работе организма, личность ориентируется на диагнозы, абстрактные концепции, теоретические рассуждения, полученные из информационного пространства. "Конечно, эти высыпания не мешают мне жить, но врачи называют это дерматозом", "Там выявлено утолщение стенки мочевого пузыря — значит, что-то не так", "Такие громкие звуки в животе — на них же все обращают внимание, это ведь неправильно".
Вместо того, чтобы регистрировать любые изменения работы организма, личность избирательно не обращает внимание на те проявления, которые не особенно мешают социальной активности. "Ну и что, что возникло онемение пальцев — это не особенно мешает в обычной жизни, я не очень занимаюсь физической работой", "Стула нет по 5–6 дней, но я не очень обращаю на это внимание, у меня много других дел и обязанностей".
Получив результаты наблюдений, вместо того, чтобы активно участвовать в работе по коррекции нарушений, личность включает свои стандартные поведенческие реакции, привычки, черты характера. "Почему я должен во всем этом участвовать, что-то наблюдать или отмечать? — я не врач, не знаю никаких функций, у меня есть неприятные ощущения — и задача медицинской системы разобраться в этом, поставить диагноз и убрать это все".
Все эти искусственно созданные трудности в итоге приводят к тому, что начинается использование аллопатических процедур, лекарств системного действия — симптомы в одном месте организма "исчезают", но появляются в усиленном варианте в другом месте, разрушение организма прогрессирует.
Как разобраться в том, что есть в организме
Основная цель наблюдения за организмом — определить, есть ли функциональные ограничения, нарушения функций, проблемы в работе организма. Именно этот параметр будет определяющим в том, что именно нужно делать с результатом наблюдений, как поступать в этой ситуации.
Все структуры организма существуют не для красоты, а выполняют определенную работу — именно по этой работе можно оценить, есть ли поражение какой-либо структуры организма. Если мочеиспускание затруднено, то нужно в первую очередь думать о поражении мочевого пузыря, а если трудно дышать, то стоит подумать о проблемах с сердечно-сосудистой или дыхательной системой.
Серьезная трудность состоит в различении собственно ощущений и функций, так как и те, и другие даны человеку в ощущениях. Решение этой проблемы — разобраться, речь идет о том, что только ощущается, или о том, какая деятельность происходит, какая работа выполняется.
"Чем может мешать головная боль? — она болит и все". Если мы рассмотрим все перечисленные ранее функции и сопоставим их с головной болью, то можно заметить, что при головной боли могут быть нарушения сна, может быть трудно соображать, могут быть затруднены обычные движения (например, наклон вперед), может быть трудно находиться в каком-то определенном положении тела (например, стоя).
Довольно часто приходится наблюдать реакции организма, которые можно считать отдельными проявлениями какой-либо функции — то есть их нельзя назвать ни собственно ощущениями, ни функциями. Эти проявления воспринимаются как ощущения, но они определенно указывают на изменения функций.
Например, рвота — это реакция организма (часть функции пищеварения), которая направлена на удаление ненужных (или вредных) веществ из организма. После того, как организм освобождается от этих веществ, рвота прекращается — но если рвота многократная, длительная, то нарушается всасывание питательных веществ, возможны потеря веса, дефицит минеральных веществ в организме.
Точно таким же образом можно рассмотреть и другие реакции организма, например, обильные выделения, кашель, кровотечение — они являются частью функции, но не обязательно указывают на ее нарушение. При оценке этих реакций очень важен временной параметр (частота, длительность) и сопутствующие изменения других функций.
Для того, чтобы оценивать результат наблюдения, можно разделить все наблюдаемые проявления организма на 3 группы:
* Основная — проявление возникает часто (почти каждый день), продолжается долго (бОльшую часть суток) и мешает работе организма (сопровождается функциональными ограничениями, затрудняет обычную жизнь организма).
* Дополнительная — проявление возникает редко (1 раз в неделю, в месяц, в несколько месяцев), продолжается недолго (меньшую часть суток), но мешает работе организма (сопровождается функциональными ограничениями, затрудняет обычную жизнь).
* Все остальное — все другие проявления, которые возникают часто или редко, продолжаются длительно или не очень, но при этом не мешают работе организма (не сопровождаются функциональными ограничениями, не затрудняют обычную жизнь). Эти проявления не требуют неотложных действий, указывают на необходимость изменения образа жизни — их не нужно игнорировать, но они для организма менее значимы, чем проявления из Основной и Дополнительной групп. Хотя личность может придавать Основной и Дополнительной группам меньше значения, чем Всему остальному. Игнорирование проявлений из третьей группы может привести к тому, что они переходят в Дополнительную или даже Основную.
Такое разделение на группы позволяет понять логику организма, его приоритеты — какое сообщение он передает:
- "есть проблемы, которые требуют решения в самое ближайшее время";
- "проблемы есть, их нужно решать, но неотложности нет";
- "работа организма происходит в штатном режиме, есть небольшие погрешности, как всегда".
Разумеется, проявления из Основной группы требуют действий в ближайшее время — это может быть обращение за специализированной помощью, проведение обследований, все зависит от степени нарушения функций и интенсивности дискомфорта.
Проявления из Дополнительной группы тоже требуют действий, но здесь есть "спокойный" период между "приступами" дискомфорта, когда можно и нужно понаблюдать, выбрать оптимальный способ действия, возможно, изменить образ жизни.
Когда речь заходит об изменениях умственной деятельности (то есть нарушении функции) в связи с любыми дискомфортными ощущениями (например, головной болью), довольно часто можно услышать такую характеристику: "Эти ощущения отвлекают внимание — это мешает обычной деятельности, значит это нарушение функции".
Разве отвлечение внимания — нарушение функций, умственной деятельности? Разве у здорового человека, не испытывающего дискомфорта, внимание (на короткий или длительный срок) не может отвлечься на более интересный объект, на собственные мысли (о прошлом или будущем), на любой более сильный стимул (звук, запах, яркий цвет)? Отвлечение внимания на дискомфорт — это, конечно, не нарушение функции, но показатель того, что дискомфорт может быть существенным по частоте и длительности.
Наблюдение за проявлениями организма требует определенных навыков. Основной (и наиболее трудный) навык — это различение собственно ощущений, функций, эмоциональных реакций (и концепций, связанных с деятельностью личности), структурных изменений. В помощь этому навыку нужно на первое время иметь под рукой список функций, приведенный выше — потом необходимость в таком списке отпадет. С этим списком при наблюдении нужно сверять возможные функциональные ограничения, которые возникают в связи с тем или иным ощущением.
Для выяснения эмоциональной реакции нужно научиться идентифицировать эмоцию, которая присутствует в тот самый момент, когда есть те или иные ощущения — так можно отличить собственно ощущения от эмоциональной реакции на них. Кроме того, из информационного пространства личность обычно берет диагнозы, результаты обследований, концепции (что и почему происходит с организмом) — эти информационные стимулы вызывают массу эмоциональных реакций, поток мыслей, которые создают тяжелый психологический фон.
Самый лучший способ — отложить в сторону всю информацию, мысли и эмоции и сконцентрироваться только на сигналах организма: собственно ощущениях и функциях. Если есть какие-то структурные изменения (например, кожные высыпания), нужно внимательно понаблюдать и четко ответить на вопрос: Есть ли четкая и однозначная связь между этими структурными изменениями и ощущениями, изменениями функций? (Кожные высыпания сопровождаются зудом и болезненностью (неприятными ощущениями) бОльшую часть суток, связаны с нарушением функций организма?)
В помощь наблюдению можно составить список вопросов, которые можно задавать каждый раз при возникновении определенного дискомфорта. Вопросы можно составить с учетом списка функций. Этот подход позволяет сочетать позицию стороннего наблюдателя и наблюдение за ощущениями изнутри. Например, при головной боли: Где находится эпицентр головной боли? Куда распространяется боль из эпицентра? Как меняется головная боль от местного тепла или местного холода? Также эти вопросы могут касаться функциональных ограничений: Есть ли нарушения сна из-за головной боли? В каком положении тела трудно находиться из-за головной боли? Какие движения затруднены из-за головной боли?
При использовании таких вопросов могут возникать ошибки, если отвечать на эти вопросы формально, а не по существу. Нужно очень тщательно выбирать формулировки вопросов. Например, на вопрос "Чем сопровождается боль?" (имеются в виду неприятные ощущения или проявления, сопутствующие боли) можно ответить "Боль сопровождается стонами". Или на вопрос "Какая деятельность затруднена из-за головной боли?" (имеется в виду деятельность организма, функции, работа организма, а не бытовые обязанности, социальная активность) может быть ответ "Любая деятельность невозможна, ничего не хочу делать — только лежать". Разумеется, такие ответы не имеют никакого смысла — это может быть обычная реакция личности, которая не хочет участвовать в решении проблемы.
Очень важная задача наблюдения — оценить тенденцию: как именно меняются наблюдаемые показатели (в первую очередь функции, затем собственно ощущения) за определенный период, что происходит с частотой и длительностью наблюдаемых проявлений — есть тенденция к улучшению или к ухудшению, и в чем именно (каких именно проявлений это касается). Здесь очень важен период наблюдения: если выбрано слишком короткое время, то картина может быть не очень достоверной (не всегда улучшение наступает сразу же). Если период наблюдения слишком длительный, то можно получить более достоверный результат (например, за ухудшением следует улучшение), но можно упустить момент, когда нужно действовать. Наблюдения должны быть каждодневными, при этом необходимо учитывать периодичность возникновения дискомфорта, например, новолуние, полнолуние, связь проявлений с менструальным циклом и любые указания на регулярность (возвращение симптомов через определенный интервал времени).
Если дискомфортных проявлений много, то для правильной оценки тенденции нужно четко выбрать приоритетные показатели — функциональные ограничения.
В случае оценки тенденции можно видеть реакцию личности "Ничего не меняется" — при подробном расспросе может оказаться, что многие показатели поменялись (хотя и не очень существенно), но "не происходит то, чего я жду": так личность может вводить всех в заблуждение, это тоже нужно учитывать.
Список вопросов предназначен не для того, чтобы теоретически представить, от чего могла бы зависеть головная боль, какие движения могут усиливать боль в руке и т.д. На каждый вопрос нужно получить практический ответ, что реально происходит: например, при заложенности носа нужно подышать теплым воздухом (паром) и посмотреть, как меняется носовое дыхание; нужно практически проверить (аккуратно), как меняется головокружение при разных движениях (головы, туловища) — сделать эти движения и отметить, головокружение усиливается, уменьшается или не меняется.
На каждый вопрос должно быть три варианта ответов: "усиливается", "уменьшается", "не меняется" — ответы "не знаю", "не проверяла" не имеют практического смысла.
В ряде случаев на вопросы об изменениях функций организма можно получить ответ "Я избегаю деятельности, чтобы не было дискомфорта": например, не двигаю рукой, чтобы она не болела, не делаю глубоких вдохов, чтобы не спровоцировать кашель и т.д. Это указывает не на то, что функции (движения, дыхание) не нарушены — а на то, что личность включает тревожность, таким образом вмешиваясь в процесс наблюдения.
Нивелировать влияние личности на процесс наблюдения довольно сложно, но возможно. Как уже замечено раньше, сначала нужно отложить в сторону все, что не касается непосредственно телесных ощущений и работы организма — мысли, эмоции, диагнозы, рассуждения о будущем и возможных вариантах развития событий. Это будет непросто — дискомфорт всегда вызывает реакцию личности, и поэтому личность может придавать любому (даже незначительному) дискомфорту особую значимость из-за прошлого опыта, влияния окружающего информационного пространства, привычек мышления (тревожности, мнительности, впечатлительности).
Навыки наблюдения требуют определенной эмоциональной устойчивости, и эта устойчивость как правило усиливается параллельно с навыками наблюдения. Если есть любой дискомфорт, сначала нужно понаблюдать (используя ранее составленный список вопросов), выявить особенности дискомфорта, тщательно их записать — а только потом (если осознанно принято такое решение) принимать обезболивающее или делать что-либо, что будет маскировать сигналы организма.
Кроме того, при наблюдении формируется еще и навык идентификации эмоций — нужно наблюдать не только за телесными ощущениями и функциями, но и определить, какая именно эмоция "включается", какие мысли она тянет за собой.
Заключение
Наблюдение за организмом — трудное, но чрезвычайно нужное дело. Во время болезни оно позволяет корректировать процесс лечения, а когда болезни нет, роль наблюдения еще важнее. Умение слышать и понимать организм, его потребности и сигналы, уважать его — это необходимое (но, к сожалению, не всегда достаточное) условие гармоничной жизни, отсутствия внутренних конфликтов. Доверие, которое возникает в процессе такого диалога с организмом, позволяет поддерживать и укреплять здоровье, эмоциональное и физическое. Внимательность и эмоциональная устойчивость, которые развиваются в процессе такого диалога, сослужат хорошую службу в любой сфере человеческой деятельности.