06.03.2019
Наталья Аднорал

Подход к лечению пожилых людей в нашей клинике

Молодой организм еще полон жизненных сил и со многими напастями вполне способен справиться сам (конечно, если ему активно не мешать). С годами стрессы, болезни, разнообразные лекарства, принимаемые по необходимости и без, постепенно истощают силы и снижают компенсаторные возможности. Наступает момент, когда человеку без помощи врача уже никак не обойтись. Эта помощь должна быть очень тонкой, аккуратной, индивидуальной.

Обобщим некоторые особенности лечения людей пожилого возраста, опираясь на опыт врачей традиционной медицины (иглотерапевтов, гомеопатов, фитотерапевтов, остеопатов).

лечение пожилых людей в медицинской клинике

Внимательность и терпение врача

Разговор — неотъемлемая часть и диагностики, и лечения. Каждому человеку важно быть услышанным. Для пациента пожилого возраста это важно вдвойне. Возможность высказаться в присутствии человека, искренне желающего помочь, уже сама по себе способна облегчить не только душу, но и телесные недуги. Но ее одной недостаточно. Не менее важно терпеливо и ясно передать человеку необходимое целительное послание и убедиться в том, что оно услышано и правильно понято. Ведь часто пациент слушает и не слышит, и потом претворяет в жизнь не то, что пытался донести ему врач, а то, что ему самому привычно и понятно.

Терпение требуется врачу не только в разговоре с пожилым человеком, но и в «диалоге» с его организмом. Ведь в силу ряда причин он (организм) уже не может быстро реагировать на лечение.

Пониженная реактивность организма

Реактивность — это способность быстро и адекватно реагировать на внешние изменения. С возрастом она снижается. В результате организм пожилого человека медленнее откликается на лечение, и его результат менее выражен. Поэтому многие врачи традиционной медицины на первом этапе терапии стараются повысить жизненные силы пациента, чтобы он смог выдержать и ответить на лечение.

Еще одной причиной отсутствия ожидаемого эффекта служит большое количество принимаемых человеком лекарств.

Лекарственная болезнь

Длительный прием разнообразных медикаментов — это хорошо или плохо? С одной стороны, это помогает человеку долгое время жить со своими болезнями, сглаживая сопутствующие им симптомы. В некоторых случаях это является единственным способом продлить жизнь и уменьшить страдания. С другой — это затрудняет диагностику болезни и поиск ее первопричины; вызывает привыкание; блокирует компенсаторные возможности организма и нарушает работу большинства его органов и систем (список побочных эффектов сильнодействующих препаратов часто превышает перечень показаний). Образуется причинно-следственный клубок из первичных и вторичных (лекарственных) болезней, распутать который врачу очень и очень непросто.

Как быть? Отменять всю эту лекарственную «обойму» и начинать лечение с «нуля»? Далеко не всегда это возможно. В первую очередь потому, что многие процессы в организме уже стали зависимы от регулярных поступлений активных компонентов извне, и он не сможет быстро и безболезненно перестроиться на режим самообеспечения. Наиболее оптимальным представляется следующее решение: отменить препараты, в приеме которых нет острой необходимости, и постепенно уменьшать дозы нужных медикаментов. И обязательно — помочь организму ослабить их токсическую нагрузку.

Откуда берутся «ненужные» лекарства? Во-первых, человек, имеющий «букет» болезней, может обращаться к врачам разных специальностей, каждый из которых делает свои назначения, далеко не всегда имея представления о назначениях своих коллег. Во-вторых, в наш век общедоступной информации посоветовать эффективное средство могут не только родственники и соседи, но и интернет.

Разобраться с тем, что нужно принимать, а от чего стоит отказаться, может только лечащий врач. Лучше, чтобы он был один. (При необходимости он может направлять пациента к врачам других специальностей, но важно, чтобы в его руках была целостная картина.) Врачи традиционной медицины такое сотрудничество со специалистами классического направления только приветствуют! Например, тандем гомеопата (или врача иглоукалывания) с терапевтом или кардиологом приносит свои проверенные целительные плоды в лечении возрастных пациентов с сердечно-сосудистыми расстройствами. И помогает разобраться в запутанном клубке причин и следствий.

Причинно-следственный клубок

Распутать его трудно, но необходимо. Без этого существует риск усугубления болезни при кажущемся облегчении беспокоящих человека симптомов. Почему? Например, причиной обращения пациента служит дискомфорт, доставляемый артериальной гипертензией. На первый взгляд уменьшить страдания поможет снижение давления. Но! Повышенное давление может быть компенсаторным механизмом, помогающим поддерживать организм в жизнеспособном состоянии. Снизив давление, мы уберем «опоры» и разрушим и без того хрупкое и с трудом удерживаемое равновесие. Справиться ли с этой потерей организм? Хватит ли у него сил найти и привести в действие другие «опоры»? Ответ на этот вопрос далеко не всегда будет утвердительным. Поэтому врачу важно действовать предельно деликатно, чтобы и явный дискомфорт уменьшить, и устранить его истинные причины. В контексте приведенного примера это означает — стабилизировать давление (на приемлемом для организма уровне) и постепенно работать с причиной его повышения.

В практике врачей традиционной медицины такие ситуации (когда причина обращения оказывается следствием более значимых и требующих экстренной коррекции нарушений) отнюдь не редкость.

Значимым фундаментом здоровья служит образ жизни пациента. Часто он далек от оптимального (для конкретного человека с учетом всех его особенностей). Но побудить человека на изменения очень непросто.

Перемены нужны, но трудноосуществимы

С возрастом снижается не только физическая, но и психологическая реактивность. Накапливается опыт, кристаллизуются привычки, все глубже становится наезженная колея. Выбраться из нее становится все труднее. Ведь на это нужны и физические, и моральные силы, а их-то как раз становится все меньше и меньше. (Исключения, конечно, есть, и их немало!) В то же время привычный уклад жизни сам по себе может служить причиной болезни. Если его не менять, человеку трудно будет помочь. Прежде всего, речь идет о питании и разумной физической активности. Но далеко не последнюю роль играют и психологические привычки.

Что делать? Терпеливо объяснять пациенту важность изменений его образа жизни. Не форсировать события. Пусть эти изменения происходят медленно, но верно. Они обязательно произойдут, если у человека будет не только доверие к врачу, но и смысл продолжать жить. А для этого очень важно, чтобы его не покидало ощущение, что он любим, нужен и способен что-то сделать в этом мире. Большую роль здесь играет не столько лечащий врач, сколько сам человек и его родные и близкие.

Читайте по теме
Причины остеохондроза и способы их устранения 21.02.2024 Причины остеохондроза и способы их устранения В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна 09.02.2024 В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна Лечение гайморита в клинике доктора Загера 22.01.2024 Лечение гайморита в клинике доктора Загера Зачем нужен кальций 12.01.2024 Зачем нужен кальций Гомеопатия — это чудо 07.11.2023 Гомеопатия — это чудо Организм и личность. В чем их интересы расходятся? 20.10.2023 Организм и личность. В чем их интересы расходятся?

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами