Основные положения предлагаемой концепции обучения гомеопатии
Дорогие друзья!
Мы продолжаем знакомить вас с проектом «Русская Школа Гомеопатии».
Проект развивается. В октябре 2021 года началось обучение первой группы по курсу первичного обучения гомеопатии.Участники проекта получают много откликов и это дает им возможность совершенствоваться и привносить новое в свой проект.
Предлагаем вашему внимание изложение основных положений предлагаемой концепции обучения в «Русской Школе Гомеопатии» руководителем проекта «Русской Школе Гомеопатии» Мартюшевым Александром Васильевичем:
«Русская Школа Гомеопатии» должна вобрать в себя все лучшее, что есть в мировой гомеопатии — методологию, философию, преподавание, практику.
Проект «Русская Школа Гомеопатии» — это прежде всего школа, которая направлена на практическое обучение гомеопатии. Это касается как первичного обучения людей, которые только пришли в гомеопатию, так и курсов усовершенствования — помощи врачам, уже имеющим опыт работы. Часть курса усовершенствования будет посвящена подготовке преподавателей Русской Школы Гомеопатии.
Основополагающим принципом преподавания в «Русской Школе Гомеопатии» является классическая ганеманновская методология, основанная на 6-ом издании «Органона» и работе «Хронические болезни»:
- назначение одного лекарства;
- приоритет ─ совокупность симптомов (не ключевые симптомы, не диагноз, не психологизм);
- использование всех шкал потенций с повторением дозы;
- практическое применение миазматического подхода.
Практическая ориентированность ─ главная задача обучения в «Русской Школе Гомеопатии»:
- формирование практических навыков ─ опрос, формирование совокупности, понимание болезненного (миазматического) процесса, работа с реперторием;
- домашние задания, практические упражнения, экзамен (промежуточные экзамены).
Окончившие курс приобретают практические навыки:
- работы с реперторием4
- работы с пациентом (алгоритма опроса, анализа собранных симптомов, выбора лекарства);
- выбора потенции и частоты приема лекарства.
Работа «Русской Школы Гомеопатии» включает не только первичное обучение гомеопатии, но и усовершенствование врачей-гомеопатов, имеющих собственную практику.
Перед началом курса усовершенствования врачи-гомеопаты проходят тестирование (вариант экзамена) для определения практических проблем, для которых выбирается оптимальная стратегия обучения и усовершенствования.
По такому же принципу проводится подготовка врачей-гомеопатов, которые будут преподавать по методике «Русской Школы Гомеопатии» ─ для будущих преподавателей организуется интенсивный курс, позволяющий не только закрепить собственные навыки, но и понять то, каким образом реализовать цели и задачи практического обучения гомеопатии.
В дополнение к непосредственному обучению гомеопатии, усовершенствованию практических навыков работы и подготовке преподавательского состава проект «Русская Школа Гомеопатии» включает в себя еще несколько направлений, без которых полноценное обучение гомеопатии невозможно:
Формирование общего информационного пространства
Для того, чтобы гомеопаты России и мира на этой площадке могли встречаться, обсуждать вопросы, связанные с пациентами, заниматься продвижением и развитием гомеопатии. В идеале в этом могут участвовать не только врачи, но и пациенты, и родители маленьких пациентов.
Важно, чтобы в развитии гомеопатии участвовали ученые, способные пролить свет на принципы работы гомеопатии, и люди, которые могут описать гомеопатию как социальное явление.
На сайте «Русской Школы Гомеопатии» уже собраны и будут продолжать публиковаться статьи, касающиеся основ гомеопатии, механизмов ее действия, взаимодействия гомеопатии с другими направлениями медицины.
Консилиум — живое взаимодействие специалистов, площадка для обсуждения сложных клинических случаев в помощь как начинающим, так и давно практикующим (в клиниках и самостоятельно) гомеопатам. В консилиум могут приглашаться не только российские гомеопаты, но и врачи из других стран.
Консилиум врачей обсуждает конкретный клинический случай, выносит решение (определяет тактику обследования и/или лечения пациента). Лечащий врач следует предложенной тактике и через некоторое время сообщает консилиуму о результатах.
Школа обучения гомеопатии
Уникальность образовательного проекта в Русской Школе Гомеопатии:
Во-первых, в формировании практических навыков у врачей, которые позволяют наиболее четко понимать клиническую ситуацию, делать назначение препарата и наиболее эффективно помогать пациенту.
Во-вторых, в возможности обучения для пациентов. Оно направлено на то, чтобы человек научился находиться в диалоге со своим организмом и четко понимать его потребности. Чтобы он умел считывать и интерпретировать сигналы организма и не пытался задавить их лекарствами.
Обучение пациентов направлено на формирование практических навыков:
- наблюдения за своим состоянием;
- выявления симптомов;
- оценки сигналов организма и умения дать им четкую характеристику (умения не смешивать сигналы организма с эмоциональными влияниями, информационными воздействиями окружающей среды).
В-третьих, в возможности обучения для родителей. Часто, приводя на прием ребенка, родители сконцентрированы не на дискомфорте и страданиях ребенка, а на информации, полученной от других людей (например, называют диагнозы, о которых им где-то кто-то рассказал) и на собственных страхах. Это не то, что нужно врачу, чтобы назначить ребенку лекарство. Поэтому необходимо обучить родителей наблюдать за свои ребенком и выявлять его дискомфорт, страдание и нарушение функций.
Обучение родителей направлено на формирование практических навыков:
- выявления тех симптомов у ребенка, которые указывают на его страдание;
- умения охарактеризовать это страдание, дискомфорт и связанные с ним функциональные ограничения независимо от имеющихся медицинских диагнозов и информационных влияний на родителей.
О курсе первичного обучения гомеопатии
В разработанном «Русской Школой Гомеопатии» курсе первичного обучения гомеопатии программы обучения врачей объединены с программами обучения родителей и пациентов. Для родителей и пациентов предусмотрены также дополнительные к общему курсу гомеопатии занятия.
Курс включает в себя три цикла по десять занятий. С домашними заданиями, промежуточными тестами, экзаменами. Продолжительность курса — 8–9 месяцев.
Будущее Русской Школы Гомеопатии
В будущем ожидается:
- чтобы школа обучения гомеопатии работала по накатанной колее. Чтобы были люди, которые хорошо преподают, отлично умеют разбирать разные клинические ситуации;
- чтобы проводились дискуссии, международные и российские семинары;
- чтобы сформировалось гомеопатическое сообщество, которое развивает гомеопатию самим фактом своего существования;
- чтобы пациенты всегда могли получить необходимую информационную, консультативную помощь даже в самых отдаленных регионах России, где всегда существовала и существует потребность в гомеопатическом лечении;
- чтобы пациенты знали, что они могут получить от гомеопатии, как они должны наблюдать за собой, что они должны рассказывать врачу, чтобы гомеопатический прием превращался в практический, приносящий помощь диалог врача и пациента.