03.08.2018
Наталья Аднорал

Холистический подход к лечению человека

​На страницах нашего сайта часто встречается термин «холистический подход» к лечению человека. Что стоит за этим понятием, и как этот принцип отражается в работе врачей нашей клинике?

Холистический подход к лечению

В переводе с древнегреческого языка «холистический» означает «целостный» («ὅλος» — «целый, цельный»). В роли целого в нашем случае выступает человек. Именно его, а не болезнь как таковую, врач и старается вылечить, т.е. исцелить. В рамках холистической парадигмы человека можно рассматривать и в «горизонтальной плоскости» — как единый живой организм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых частей — клеток, тканей, органов, систем органов; и в «вертикальной» — как единство физической, энергетической, психической и духовной составляющей. И в том, и в другом случае (которые не исключают, а дополняют друг друга) для понимания устройства человека важно иметь представление об основных принципах существования целого и его частей.

Холизм — в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям.

Холистический подход — введенный в экологию Е. Берджом (1915) целостный подход к изучению сообщества живых организмов как неразрывного целого.

Применительно к медицине означает такой подход к лечению человека, при котором принимаются во внимание не только физические симптомы заболевания (и соответствующий диагноз), но также психологические и социальные причины и условия его возникновения.

Принцип эмерджентности

Базовый принцип холизма в формулировке, приписываемой древнегреческому философу Платону звучит, как: «Целое есть нечто большее, чем сумма составляющих его частей». В науке этот же принцип, иллюстрирующий появление новых свойств и возможностей целого в результате объединения его частей, именуется «эмерджентность».

Эмерджентность (от англ. «emergent» — «возникающий, неожиданно появляющийся») в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним — «системный эффект».

Например, сладкий вкус, присущий молекуле глюкозы, есть свойство целого, которое никак нельзя получить простым суммированием «вкусов» составляющих ее атомов водорода, кислорода и углерода. Или фраза — это нечто большее, чем сумма составляющих ее слов. Поскольку именно взаимосвязи между словами рождают новое качество — смысл послания.

Не чужд этот принцип и сообществу клеток. Нейрон червя вида C. elegans nematode по своему устройству и «способностям» практически не отличается от нейрона человека. Чего не скажешь о строении и возможностях головного мозга человека и червячка. Откуда тогда такие несопоставимые по сложности мозговые процессы и модели поведения? Все дело в количестве взаимосвязей между отдельными клетками, которых в головном мозге человека 1010 (примерно столько же звезд в нашей галактике Млечный Путь), а в мозге червячка — всего 302.

Следствием того же принципа применительно к лечению становится холистический подход к здоровью и болезни. И то, и другое — есть характеристики целого — человека. Недаром еще один древнегреческий философ и врач Пифагор считал, что «здоровье есть гармония, равновесие, а болезнь — нарушение гармонии». А понятие гармонии как раз и говорит о принципах взаимосвязи частей в составе целого — клеток и органов в организме; физической, энергетической, психической и духовной составляющей в человеке.

В традиционной медицине «здоровье» является синонимом цельности, и предполагает не только стройное «звучание» «оркестра» физического организма, но и гармоничное взаимодействие человека с миром, будь то природа, социум и его собственные ценности и смыслы.

Задача врача, придерживающегося холистического принципа, — исцелить человека, выявив и устранив причину дисгармонии. Для этого важно учитывать и физические симптомы болезни, и психологический настрой пациента, и его взаимоотношения с миром (социальную сферу жизни). Некоторые врачи добавляют в этот список и экзистенциальные факторы (жизненные ценности, смыслы, задачи).

Физические симптомы

Симптом — это сигнал неблагополучия, помогающий врачу сориентироваться в поисках его причины. Устранение симптома (симптоматическое лечение) иногда бывает необходимой, но недостаточной скоровспомощной мерой, когда симптом несет непосредственную угрозу жизни или значительно снижает ее качество. Ведь симптом, по меткому замечанию авторов книги «Болезнь как путь» Рудигера Дальке и Торвальда Детлефсена, — это «сигнальная лампочка», которая «загорается» на «приборной панели» организма в случае возникновения сбоя в его работе. «Выкрутить лампочку» — не равно вылечить человека. Если ограничиться устранением симптома, то есть риск получения последствий, описанных в той же книге — «симптомы кочуют от органа к органу, а пациенты — от специалиста к специалисту».

В холистическом подходе симптомы становятся союзниками врача в поисках истинных причин болезни. Причем это одинаково справедливо для врачей, как классической, так и традиционной медицины. Например, и те, и другие знают о взаимосвязи глаз и печени. Не только темные круги вокруг глаз, но и снижение зрения могут стать следствием неблагополучия в системе печень/желчный пузырь. Недаром говорят, что «глаза — это зеркало печени». Или другой пример — кожные болезни. Далеко не всегда уместно начинать их лечение с попытки устранить симптом — зуд, шелушение, высыпание с помощью гормональных мазей. Ведь в этом случае корень болезни остается нетронутым и дает более глубокие «побеги» в виде астматического компонента, суставных болей и системного поражения центральной нервной системы.

Психические факторы

Конечно, не «все болезни от нервов». Но на долю психосоматических расстройств приходится значительное их количество. Термин «психосоматика» происходит от сочетания двух греческих слов: «ψυχή» — «душа» и «σῶμα» — «тело», и говорит о взаимосвязях между «физикой» и «психикой» и их немалой роли в возникновении как телесных, так и душевных недугов.

Не секрет, что физические болезни отражаются на нашей психической сфере. Но также справедливо и обратное: зачастую психическая дисгармония оказывается первичной по отношению к телесным симптомам. Механизм «материализации» психологических проблем в физические болезни отчасти разгадан современной наукой. Например, уже многократно доказана взаимосвязь между хроническим стрессом (как следствием неспособности человека справиться с жизненными проблемами) и состоянием иммунной системы, напрямую влияющим на устойчивость организма к действию внутренних (раковая трансформация) и внешних (вирусы, бактерии, грибки, холод, токсины и пр.) разрушительных факторов.

В холистическом подходе психическим факторам уделяется большое внимание. Ведь если причина в психике, то сколько тело не лечи, она будет продолжать «материализовываться» в новых видах. При этом может сложиться впечатление, что старая болезнь побеждена и пришла новая напасть, никак не связанная с предыдущей. Даже если причина недуга лежит на физическом плане, психологическое состояние человека создает «условия», препятствующие или благоприятствующие ее превращению в болезнь.

Поэтому холистический подход часто предполагает совместные усилия врача и психолога в лечении человека. Иногда эти две ипостаси могут совмещаться в одном специалисте.

Холистический подход не строится на принципах черно-белой логики — «или/или». Его крепкий фундамент — это принцип синтеза — «и/и». Поэтому в рамках целостного подхода речь идет не о противопоставлении методов современной и традиционной медицины, а об объединении усилий врачей разных специальностей в лечении человека. В нашей клинике накоплен опыт совместной работы врачей классической и традиционной медицины. Например — ЛОРов и гинекологов — с иглорефлексотерапевтами, гомеопатами, остеопатами, фитотерапевтами.

Голографический принцип

Еще одним принципом холизма служит т.н. голографический принцип: «часть несет в себе информацию о целом».

Голография (др.-греч. «ὅλος» — «полный» и «νραφή» — «пишу») — особый фотографический метод, при котором с помощью лазера регистрируются, а затем восстанавливаются изображения трехмерных объектов, в высшей степени похожие на реальные.

Отличие голограммы от обычной фотографии: если фотографию разрезать на части, мы получим кусочки пазла, которые воспроизведут изображение только при правильном их воссоединении. А если разрезать на много маленьких частей голографическую пластину, то, облучая каждую из них опорным лучом (который участвовал в получении самой голограммы), мы получим исходное целостное изображение более низкого качества.

Ярким примером воплощения этого принципа является каждая клетка многоклеточного существа, которая потенциально способна дать начало новому организму, поскольку, являясь потомком клетки-родоначальницы (оплодотворенной яйцеклетки), содержит в своем ядре необходимую и достаточную для этого чуда генетическую информацию. При определенных условиях эта потенциальность способна реализоваться, что доказали опыты по клонированию (успешные для животных некоторых видов, но не человека). Например, широко известная овечка Долли появилась на свет из клетки-химеры — зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), у которой ее «родное» ядро было заменено на ядро клетки молочной железы взрослой овцы. В результате Долли стала ее точной копией (клоном).

Голографический принцип лежит в основе некоторых диагностических и лечебных методов холистической медицины, применяемых в нашей клинике:

Данные диагностические методы позволяют не только выявить локализацию и характер нарушений в организме, но и контролировать ход лечения.

Ключевым понятием холистического подхода является объединение: знаний и методов классической и традиционной медицины, врачей разных специальностей, физиологии и психологии… И, что не менее важно, — объединение усилий врача и пациента на пути исцеления. Ведь не секрет, что врач укажет направление, даст толчок, поможет телу выдержать «путешествие», а человеку — на него решиться, и возьмет на себя ответственность за все эти действия. Но пройти путь от болезни к здоровью, в постоянном движении тела, мыслей и чувств может лишь сам человек...

Читайте по теме
Причины остеохондроза и способы их устранения 21.02.2024 Причины остеохондроза и способы их устранения В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна 09.02.2024 В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна Лечение гайморита в клинике доктора Загера 22.01.2024 Лечение гайморита в клинике доктора Загера Зачем нужен кальций 12.01.2024 Зачем нужен кальций Гомеопатия — это чудо 07.11.2023 Гомеопатия — это чудо Организм и личность. В чем их интересы расходятся? 20.10.2023 Организм и личность. В чем их интересы расходятся?

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами