29.06.2017

Планирование беременности и подготовка к родам

Редкая женщина приходит к гинекологу со словами «Я планирую беременность». Зато фразу «Кажется, я беременна», врач гинеколог слышит часто. Естественно, ни о какой подготовке и планировании беременности речи уже не идёт. Будущая мама надеется «на авось» по отношению к своему здоровью, к вынашиванию беременности в течение девяти месяцев и родам нормального здорового ребёнка. Если Вам не безразлично Ваше будущее здоровье, если важно, как будет расти и развиваться ребёнок, то готовиться к беременности следует со всей ответственностью.

Ещё до зачатия надо выяснить, готов ли Ваш организм к предстоящему испытанию. При беременности и родах увеличиваются нагрузки на все жизненно важные органы, так как организм матери работает на обеспечение жизнедеятельности нового комплекса «мать – плацента – плод». С удвоенной энергией при беременности работают сердце, почки, печень. Испытывают большое напряжение нервная, иммунная, эндокринная системы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровая женщина полностью восстанавливается после родов не ранее, чем через год, и повторную беременность ей можно рекомендовать только через два года после предыдущего зачатия. Конечно, беременность – не патология, а естественный этап в жизни женщины, но всё-таки желательно подойти к нему в лучшей физической форме. Поэтому проконсультироваться с врачом Вы должны до беременности, а не во время неё, когда восстановить и поддерживать здоровье гораздо сложнее.Беременность не должна быть не запланированной. Определиться с решением о предстоящей беременности нужно минимум за 3-4 месяца, так как определённое время займёт подготовка к ней. К каким врачам обращаться?

Кабинет акушера-гинеколога

Один из первых, куда Вам нужно зайти. Многие мочеполовые инфекции протекают без симптомов. А даже такое распространённое и, как иногда считают, «несерьёзное» заболевание, как бактериальный вагиноз может серьёзно осложнить жизнь, в том числе, при беременности. Уверенность в отсутствии заболеваний у Вас надо подтвердить результатами анализов (кровь из вены, мазки из половых органов на степень чистоты и бакпосев), УЗИ органов малого таза, кольпоскопия.

Особое значение имеет обследование на инфекции, выделенные в отдельную группу по очень важному признаку – они могут нарушать развитие плода или течение беременности. Почти все эти инфекции протекают бессимптомно, незаметно. Поэтому, даже если Вы считаете, что у Вас их нет и быть не может, лучше убедиться в этом с помощью современных исследований: ПЦР и серодиагностики, способных выявить вирус герпеса I и II типа, цитомегаловирусную инфекцию, вирус папилломы человека, токсоплазмоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз, краснуху. Ваш врач акушер-гинеколог определит необходимость углублённого обследования. Так анализ на гормоны репродуктивной системы необходимо сделать в обязательном порядке тем, у кого есть нарушения менструальной функции, проблемы с зачатием: ЛГ, ФСГ, пролактин, эстрадиол, прогестерон, тестостерон, 17-ОПК, ДГЭА-С, кортизол. Результаты обследования необходимо обсудить с Вашим акушером-гинекологом и при необходимости принять лечебные или профилактические меры.

Кабинет терапевта

Необходимо убедиться, что у Вас нет сахарного диабета, гипертонии, хронического пиелонефрита, сердечно-сосудистых и других «весомых» соматических заболеваний. Даже если Вы считаете и чувствуете себя абсолютно здоровой женщиной, нелишне убедиться в этом ещё раз. Измерение артериального давления, ЭКГ, клинический анализ крови, биохимический анализ и сахар крови, общий анализ мочи, анализ крови на гепатиты В,С, сифилис, ВИЧ, выполнение УЗИ органов брюшной полости, почек смогут выявить скрытые хронические заболевания, требующие соблюдения дополнительных мер или, даже, прохождения курса лечения.

Вы должны помнить: время зачатия не должно совпадать со стадией обострения Вашей болезни. Если Вы принимаете лекарства, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Некоторые лекарственные препараты абсолютно противопоказаны при беременности, их нужно отменить или заменить на безопасные (или, может быть, изменить дозу). Если у женщины имеются общие заболевания, не связанные с деторождением (так называемая экстрагенитальная патология), как то: онкологические, эндокринные заболевания, нарушения функции сердца, почек, печени и др., необходима консультация специалиста с последующим обследованием. Цель такого обследования – определение степени повреждения больного органа, адаптационных возможностей организма и прогноза развития плода. На основании полученных данных врач определит уровень общего (в т.ч. репродуктивного) здоровья и, при необходимости, предпишет определённую подготовку к зачатию, устраняя факторы риска невынашивания беременности.

Прививки при планировании беременности

Если Вы не болели краснухой или получен результат анализа крови, свидетельствующий об отсутствии иммунитета к краснухе, прививку необходимо сделать за 3-4 месяца до планируемой беременности Т.к. если женщина заразится краснухой непосредственно перед или во время беременности, инфицирование может привести к внутриутробному заражению и поражению плода.

Все современные противокраснушные вакцины безвредны, обладают 95-100% эффективностью, а иммунитет, созданный ими, сохраняется более 20 лет. Ни в коем случае нельзя делать прививку во время беременности. Если время беременности придётся на конец осени, зиму – период эпидемий гриппа, - лучше обезопасить себя с помощью вакцины и от этой инфекции. При отрицательных результатах анализов на гепатит В, с учётом предстоящих неоднократных инъекций, манипуляций и неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по заболеваемости вирусными гепатитами нелишне подумать и об этой прививке. Как известно, во время беременности организм женщины мобилизует все свои защитные силы и поэтому важно оценить состояние иммунной системы заранее. Если женщина болеет простудными заболеваниями чаще четырёх раз в год, температура при простуде около 37,2̊ С длится более 12 дней, или болеет аллергическими аутоиммунными заболеваниями, гепатитом, сахарным диабетом, хроническим бронхитом, страдает воспалительными или грибковыми поражениями кожи, то обязательно надо оценить состояние иммунной системы – обратиться за консультацией к иммунологу и сдать анализ крови на иммунный стаус.

Кабинет стоматолога

Перед беременностью необходимо санировать полость рта, чтобы не возникла необходимость срочного лечения в период беременности и никакая хроническая инфекция не досталась ребёнку в «наследство». Необходимо не забывать, что в планировании беременности должны принимать деятельное участие оба супруга (партнёра). Оба партнёра должны определить группу крови и резус-фактор. Положительный резус-фактор у женщины и отрицательный - у мужчины не представляют никакого повода для беспокойства. Если у женщины резус-отрицательная кровь и до беременности она перенесла хирургическую операцию (в т.ч. аборт) или переливание крови, или беременность не первая, а у её мужа резус-положительная кровь, то во время беременности резус-положительным плодом возможно образование в крови женщины специфических антител и развитие иммунных осложнений (резус-конфликта). Муж должен сдать анализы крови на сифилис, ВИЧ, вирусы гепатитов В и С, вирус полового герпеса I и II типа, цитомегаловирусную инфекцию, вирус папилломы человека, токсоплазмоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз.

И последнее. Содержание этой статьи ни в коем случае не должно стать причиной растерянности перед необходимостью «стольких» обследований. Если Вы решились сделать для своего будущего ребёнка всё возможное, начав подготовку к его появлению ещё до его зачатия, - не сомневайтесь в том, что Вы приняли правильное решение! Наши врачи помогут Вам разобраться со всеми возникающими при подготовке к беременности вопросами, составить индивидуальный план необходимых обследований и дадут рекомендации по питанию и образу жизни.

Читайте по теме
Две стороны весны. Как в нее войти и как из нее выйти 27.03.2024 Две стороны весны. Как в нее войти и как из нее выйти Причины остеохондроза и способы их устранения 21.02.2024 Причины остеохондроза и способы их устранения В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна 09.02.2024 В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна Лечение гайморита в клинике доктора Загера 22.01.2024 Лечение гайморита в клинике доктора Загера Зачем нужен кальций 12.01.2024 Зачем нужен кальций Гомеопатия — это чудо 07.11.2023 Гомеопатия — это чудо

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами