+7 (495) 236-76-52
Журнал
14.11.2017
Анастасия Ашихина

«Книжное счастье». Как приобщить ребенка к чтению?

Многие помнят строки из «Баллады о борьбе» Владимира Высоцкого: «Если в жарком бою испытал что почем, — значит, нужные книги ты в детстве читал!» Многие могут подписаться под ними опытом собственной жизни. Но в современном мире встает вопрос: способны ли книги выдержать конкуренцию с разнообразными гаджетами и возможностями времяпровождения? Особенно для детей.

Как открыть детям живой мир книги? Как через книги помочь им узнать и полюбить тот мир, в котором мы все живем, других людей, самих себя? Что такое книга: лекарство для души, удовольствие, мудрый советчик на пути, мост, который можно перекинуть между людьми? Или все это вместе и что-то еще неизъяснимое?

Сегодня у нас в гостях Анастасия Ашихина — детский психолог, автор проекта «Книжное счастье».

Анастасия, расскажите, пожалуйста, что представляет собой проект «Книжное счастье», и как Вы к нему пришли?

А.А.: По образованию я психолог. И всю свою сознательную жизнь я, так или иначе, работаю с детьми и подростками. Сначала был долгий период, когда я работала с беременными. Запустила эту историю моя собственная беременность, побудив меня погрузиться в эту тему. Стало интересно все, касающееся беременности, родов, того, как это влияет на дальнейшую жизнь и ребенка, и взрослого человека. Считается, что первые три года очень важные в жизни ребенка. А на самом деле уже то, как протекает беременность (как его вынашивают; хотят его или не хотят; ждут девочку, а рождается мальчик, или наоборот; как проходят роды), очень сильно влияет на его будущее. К этому был большой интерес. Потом росли собственные дети (у меня двое детей), и мои интересы росли вместе с ними. Был период, когда я работала с малышами. И это было связано с моторикой, с сенсорным восприятием. И, в принципе, тема восприятия через органы чувств: через обоняние, слух, зрение, осязание, — это моя тема.

В какой-то момент этот мой интерес пересекся с интересом к детским книгам. И я поняла, что существует огромное количество интереснейших детских книг, и при этом все трубят тревогу, что дети перестали читать. Понятно, что книга не выдерживает конкуренции по сравнению с планшетами, телефонами и пр., но по мне книга — это все-таки что-то очень вечное. Это то, что дает возможность погрузиться в другой мир, и самому его частично создать. Так я стала делать «Книжные встречи». Сейчас «Книжные встречи» выросли в проект, который называется «Книжное счастье». Это игровые занятия для детей: мы берем какую-то известную всем детскую книжку и всячески ее обыгрываем. Опять-таки, задействуя все органы восприятия.

Слух — читаем фрагменты из этой книги. Если в книге есть очевидные пересечения с музыкой, например, «Щелкунчик», «Мэри Поппинс», то мы эту музыку слушаем. Зрение — смотрим картинки, которые есть в книжке, смотрим другие иллюстрации разных художников. И обязательно рисуем сами, как мы себе представляем разных героев этой книги. Рисуем именно того, кто нам близок, кто больше откликнулся.

Обоняние — вместе с детьми находим в книге запахи, которые обязательно, так или иначе, упоминаются. Например, в книге «Малыш и Карлсон» пахнет плюшками и кофе. Вообще, в шведских книжках, так как шведы большие поклонники кофе, его очень часто варят. Для ребенка этот запах не очевиден, но с ним очень легко познакомиться. На «Книжных встречах» по Астрид Линдгрен мы нюхали кофе.

К осязанию прикасаемся через творчество. Мы, как правило, используем пластилин. Если это восточные сказки, то можем лепить и из глины.

Вкус — обязательно пьем чай с каким-то угощением, связанным с книжкой. Соответственно, на «Малыше и Карлсоне» мы ели плюшки. На «Щелкунчике» — марципаны. Многие дети все это пробовали в первый раз. В конце занятия нужно обязательно что-нибудь покушать! Потому что у меня такое ощущение, что подкрепление чтения книжки вкусным пирожным, работает как условный рефлекс. Почитали, потом попили чаю с вкусностями, и все это соединилось. И книжка становится сопряженной с чем-то приятным.

Вот так оно все и соединилось: интерес к книгам, любовь к детям, способность их почувствовать, желание с ними работать, и «волна» того, что дети перестали читать книжки. После таких встреч ребенок заинтересовывается. Даже если он эту книжку не знал и не читал, то после «Книжной встречи» в 90 % захочет ее прочитать или дочитать. И в этом смысле, конечно, родители детей мне в помощь.

Уже когда я начала делать «Книжные встречи» по темам «Астрид Линдгрен и Швеция», «Мэри Поппинс и Англия», «Щелкунчик Гофмана и Германия», стало понятно, что в каждой книжке каким-то образом присутствует страна, из которой эта книжка пришла. Мне очень быстро стало понятно, что дети совершенно про это не знают и не думают. Может быть, потому, что для них это не очень важно, а может быть, потому, что просто никто не обратил на это внимание. И мы стали с детьми это обсуждать: «Пеппи Длинныйчулок», как вы думаете, в какой стране живет? В России? В Америке? Нет. А потом открываем книжку и читаем.

Получилось, что я стала рассказывать детям о той стране, откуда пришла книжка. Про то, как там живут дети, какие там есть блюда. Как я уже говорила, на «Малыше и Карлсоне» мы ели плюшки, на «Мэри Поппинс» устраивали английское чаепитие.

И так в итоге родились «Книжные путешествия». Потому что стало понятно, что интереснее всего про Швецию и ее традиции говорить в Швеции. Этим летом мы первый раз осуществили такое книжное путешествие «В гости к Астрид Линдгрен». Получилось замечательно, так как это действительно было погружение детей в сказочно-путешественнический мир, в котором мы ходили по улицам и искали крышу, где мог бы жить Карлсон. Посетили замечательный музей Астрид Линдгрен. Проект «Книжное счастье» — о том, что книжка — это гораздо больше, чем просто текст и история про какого-то героя. Это может быть другая страна, другие вкусы, другой язык, другие запахи, другие традиции.

В декабре мы собираемся в Германию. Эта поездка будет про Рождество, про Щелкунчика, про традиции праздника в другой стране.

А к Алисе планируете съездить?

А.А.: В Англию к Алисе я очень хочу попасть. Англия очень большая. Оттуда и Мэри Поппинс, и Алиса, и Шерлок Холмс. Понятно, что от книжки, о которой идет речь, зависит возраст детей.

Алиса — это моя очень желанная задумка. В Англии, в Оксфорде каждый год празднуют «Alice day», когда весь город превращается в «Алису в стране чудес». Устраиваются конкурсы, безумные чаепития, маскарады. Я надеюсь, что это нас точно ждет.

А кто к вам может присоединяться? Как Вас найти людям, которые захотят принять участие в этих путешествиях?

А.А.: Все желающие. Есть страница «Книжное счастье» на Facebook. И я стараюсь туда вывешивать все анонсы. Моя аудитория — это родители, которые заинтересованы в том, чтобы их дети читали. Но далеко не все они есть на Facebook. Поэтому планирую сделать сайт. Чтобы «Книжное счастье» не было привязано только к социальным сетям.

Наши занятия проходят на разных площадках и в Подмосковье, и в Москве, в том числе, в Саду «Эрмитаж» в «Мамином садике».

Сейчас я стала вести курс «Книжного счастья». Это как литературный кружок, когда одни и те же дети каждую неделю приходят на занятия, и мы с ними выбираем, какую книжку читаем. Сами они читают, или им помогают родители, это уже не важно. Если «Книжные встречи» — это веселье, праздник, игра, то занятия «Книжное счастье» более спокойные, камерные. Можно что-то нарисовать, можно представить и обыграть себя в роли какого-то героя. Я уже понимаю особенности каждого ребенка. Я вижу, что происходят явные сдвиги. Например, в прошлом году пришли две девочки, которые говорили: «Мы не любим читать». А сейчас они сами читают и приходят с книжками. Я этому очень радуюсь, потому что вижу, что ребенок получил какую-то историю через книжку, которую он через себя пропустил, и она не оставила его равнодушным. Это значит, что какой-то процесс уже запустился, что у него уже есть доверие и интерес к книжкам. И если это один раз произошло, то я, понимая, какая книжка ему нравится, на будущее постараюсь порекомендовать что-то похожее.

Кино — это тоже замечательная вещь. Сейчас многие дети его любят. Но в кино мы получаем уже готовый образ, готовые сюжет и развязку. А, читая книгу, мы сами «делаем» свой фильм в собственной голове.

Я заметила, что у совместного чтения книжки часто бывает продолжение. Некоторые дети с родителями ходят на спектакли по прочитанным книгам: например, на «Питер Пена», на «Тома Сойера». Кто-то собаку называет именем литературного героя. Это, конечно, мелочи, но очень приятные для меня.

А в жизни ребят что-то меняется? Может, какие-то конфликтные ситуации ребенок проходит по-другому?

А.А.: Мне кажется, слишком маленькая у нас выборка и слишком немного времени прошло. Во-первых, ребята не очень большие — начальная школа (7–8 лет). А 7–8 лет — это такой возраст, когда очень сложно судить, от чего произошли изменения. Это ребенок книжку прочитал и так ее прочувствовал, что пришел в школу, и там ситуация разрешилась. Или он просто внутренне созрел, для того, чтобы что-то в жизни поменять. И на это влияет огромное количество факторов. Здесь вешать себе медали явно не за что.

Я очень люблю гомеопатию. Мои книжки — это гомеопатический метод. Я даю детям маленькую литературную «горошинку», а будет ли суперэффект или небольшой эффект, мне не важно. Главное, чтобы они эту гомеопатическую «горошинку» получили. Уже этого достаточно. Потому что есть некоторые семьи, в которых нет ни времени, ни возможности читать детям. Темпы жизни не позволяют устраивать такие посиделки.

У нас был вечер, когда я поняла, что дети не знают, что такое читать под одеялом. Мне кажется, мы все читали под одеялом. Тогда я решила принести большое одеяло, лампу или фонарик и просто дать им этот опыт. Не важно, с кем и где он будет прожит, главное, чтобы он у них был.

А Вы в детстве любили читать?

А.А.: Я сама в детстве не была читающим ребенком. Но у меня была очень читающая семья, прежде всего, мама. Ощущение, что мы всегда с сестрой жили в окружении книг. А я в детстве больше любила играть и бегать во дворе, чем читать. Но очень важно, что это ощущение не через речи и указания передалось, а через то, что в жизни это было: мама читала нам много, много обсуждали. Мама, когда готовила обед, говорила: «Мне просто так чистить картошку скучно. Иди мне почитай». И в итоге мама сама не ожидала, что так поздно выстрелит. Потому что меня огромная любовь к книге захватила, захлестнула уже в очень сознательном возрасте. Я начала жадно читать и понимать, что существует такое количество миров! Ведь для меня книга — это возможность заглянуть в другой мир, посмотреть на жизнь глазами другого человека, очень внутренне прожить его историю.

Я, когда ехала сегодня на встречу, вспомнила, что несколько лет назад на радио была передача, которую вела поэтесса и переводчица Марина Бородицкая. Называлась она «Литературная аптека». И в этой передаче рассказывалось о книгах. Формат встречи был такой: звонил слушатель и говорил: «Вы знаете, у сына случилась первая любовь. Несчастная. Он ужасно страдает. Что порекомендуете?» И она советовала конкретную книгу.

В Древнем Египте хранилища книг называли «Домами папируса, Домами Жизни». Строились они обычно при дворцах и храмах. Историки предполагают, что самой древней была библиотека фараона Рамзеса II. Это большое книгохранилище было основано приблизительно в 1300 году до н. э. У входа, отделанного золотом, было высечено «Аптека для души». В те времена египтяне сравнивали книгу с лекарством, делающим сильным ум человека и облагораживающим его душу.

«Положи свое сердце у чтения…» (надпись на египетском папирусе из библиотеки Рамзеса II).

Если связать книжную тему со здоровьем, с исцелением, то я думаю, через книгу можно исцелиться, найдя в ней подобие собственной ситуации, или, наоборот, другую развязку, другой угол зрения на нее. Для меня книга, библиотека — это аптека для души, куда приходишь и выбираешь, что тебе сейчас подходит. Это как лекарство. Было бы здорово, если бы люди, которые каким-то образом связаны с книгами (продают или пишут о них), знали бы об этом и могли бы порекомендовать конкретное «лекарство» людям, которые в жизни столкнулись с той или иной проблемой: одиночества, потери радости, неразделенной любви.

И с детьми точно также. Книжка стала моим инструментом для диалога с ребенком, для помощи ему. И так как я еще консультирующий психолог, это очень помогает в моей практике. Например, если ребенок слишком все делает по правилам, слишком боится сделать шаг влево или вправо, я ему порекомендую «Пеппи Длинныйчулок».

Мы часто в общении с подростками навязываем им свои ценности. И говорим: «То, что ты читаешь, это вообще не книги. Вот классика — это да. Я в твоем возрасте читала «Граф Монте Кристо»». Мы обесцениваем то, что важно для них, и передаем свои рецепты. И тем самым теряем контакт. А это самое неправильное, что может произойти в общении с подростком. Мне кажется, что в том числе и книги могут быть связующим звеном в наших отношениях. Книги — это инструмент сближения, диалога.

Но это не может «вдруг» случиться в подростковом возрасте, если ребенок до этого не читал. Я сторонник чтения детям до очень взрослого возраста. Детское ожидание, что мама или папа почитают, для меня совершенно не имеет возраста. Пока ребенок вечером пускает к себе родителя на беседу или чтение, можно вместе читать какие-то более взрослые книги.

Иногда родители просто не знают, как затронуть какие-то жизненные темы и узнать, что ребенок по этому поводу думает. Через книгу это сделать проще, потому что там эти темы выражены. Если какой-то герой что-то остро переживает, очень легко про это поговорить. Иногда родители приводят детей, чтобы мне это делегировать. Получается как библиотерапия.

Поделитесь, пожалуйста, чем-нибудь из последних открытий на эту тему.

А.А.: Я сейчас готовилась к лекции про творчество Туве Янссон. Ее все знают в контексте истории про мумитролей. Но у нее есть еще очень интересные автобиографические вещи. Я узнала, что книги про мумиитролей, особенно те, с которых все начиналось, были написаны во Вторую мировую войну. И в этих книгах, как она сама пишет в своих дневниках, она создавала безопасный мир, где нет голода, где есть защищенность — Мумимама с ее домом, в который ты всегда можешь вернуться, в каком бы ты состоянии не был. Где тебя всегда напоят кофе, обогреют, примут.

В творчестве Туве Янссон получаются три главные темы: свобода, одиночество и дом. Дом — пространство, в которое, что очень важно, можно было вернуться. Свобода делать то, что ты хочешь. И иногда совершать свои ошибки. Это путь человека, его путь, и нельзя его в этом бесконечно подстраховывать. Мы что с детьми делаем? Мы их все время защищаем от личных ошибок. Но они должны через эти ошибки проходить. И третья тема — одиночество. Не депрессивное, а очень глубокое, философское понимание, что ты пришел в эту жизнь один, и ты уйдешь из нее один. И то, что в тебе происходит, это очень личный процесс.

В последнее время Туве Янссон для меня заиграла совсем другими красками. В речи, которую она произносит при получении очень престижной литературной премии (ее можно найти в интернете), есть такие слова: «Я не знаю, как писать для детей. Все, что я написала, я писала через себя и частично для себя». И я поняла, что «Мумитроли» и вообще детские книжки очень полезны взрослым потому, что они отогревают нашего «внутреннего ребенка», который иногда сидит, скукожившись, где-то в глубине. Некоторым взрослым обязательно его нужно отогреть для того, чтобы суметь наладить контакт с ребенком. Потому что из своего внутреннего детского состояния мы с ребенком можем гораздо лучше пообщаться и друг друга понять. А если мы уже превратились в высушенных жизнью взрослых, полностью посвятивших себя заботам о повседневности, мы с детьми этот контакт теряем.

В этом смысле для меня Туве Янссон стала писательницей для выросших детей. Я сейчас сильно ею увлеклась. Думаю, что летом мы организуем путешествие в Финляндию.

У меня такое ощущение, что у каждого взрослого человека была в детстве книга, которая, так или иначе, помнится по-особому. И чем больше я спрашиваю взрослых про их любимую книгу, тем больше я подтверждаю свою гипотезу, что это влияет на будущую жизнь человека. Как будто бы ребенок нащупывает в детской книжке то, что каким-то образом характеризует его путь. То, что он будет любить, в чем будет находить успокоение, что для него будет очень ценно. Это очень интересно.

У меня были книжки на пластинках. Я очень много слушала сказки Андерсона, сказки дядюшки Римуса. Особенно, когда играла или лежала — болела. Слушала, как мантру, которая в тебя входит, входит. И ты уже знаешь каждую интонацию. Некоторые сказки я знаю уже не на уровне сюжета, а на уровне ощущений. А дети вообще любят, когда есть определенная повторяемость. Я помню это ощущение из детства, когда я болела. Как я любила эти пластинки! И мне немножко жаль, что наши дети, когда болеют, смотрят мультики. А ведь, если ребенок лежит в кровати, это прекрасный повод подсесть к нему с книжкой.

Почему Ваш проект называется «Книжное счастье»? Ведь, насколько я поняла, книга для Вас — это и собеседник, и лекарство для души, и мудрый наставник.

А.А.: Я недавно поняла, что я — «книжный сомелье», не только «аптекарь». Если не исцелиться, то просто получить удовольствие. Когда к тебе приходит больной человек, ты подбираешь ему лекарство, как фармацевт. А если приходит человек и говорит: «Еду на море. Что мне взять с собой почитать?», у меня всегда есть, что ему порекомендовать.

О книгах я могу говорить часами. Для меня сейчас совершенно незнакомо состояние — не знать, что почитать. Не знать, когда успеть все прочитать, это понятно. Почему проект называется «Книжное счастье»? Потому что меня книги делают счастливой. Когда мне грустно и тяжело, я знаю, что мне нужно остаться одной, налить себе чаю и взять книжку. День, два, три или неделю, в зависимости от степени тяжести состояния, и мне будет легче. Кто-то это называет уходом от реальности. Но для меня книжки могут быть моим обезболивающим. Иногда они могут всковырнуть какую-то уже созревшую рану и помочь от нее таким образом избавиться.

Я понимаю, что такого концентрата интересных людей никто себе не может позволить. Ведь каждая книга — это собеседник. Искандер, Довлатов, Чехов. Прекрасные собеседники. А если у тебя есть такие собеседники, то ты очень счастливый человек.

Ваш совет «внутреннему ребенку» в каждом человеке.

А.А.: Слышать его! Наш внутренний ребенок всегда нам что-то сообщает. Иногда он может и болезнями сообщать. А мы бываем слишком сильно сконцентрированы на каких-то бытовых, повседневных, сложных ситуациях. И нам кажется, что у нас нет времени, нет никакой возможности уделить ему внимание. Но чтобы погреть своего внутреннего ребенка, много времени и средств не надо. Можно это делать, ничего не имея в кошельке, и не имея ни дня свободного времени. Это может быть чашка утреннего кофе, но выпитая с удовольствием. Или какая-то история в течение дня, хотя бы на несколько минут. Когда в эти 5–10 минут или полчаса ты сделаешь что-то очень важное. Например, выйдешь на улицу и подышишь воздухом.

Для меня это связано с ощущениями: вкус, обоняние и др. Мне кажется, что внутренний ребенок не головой радуется. Он радуется ощущениями. Про это очень нужно вспоминать. И это может стать отличной «прививкой» от депрессии. Будет здорово, если каждый день мы себе такую маленькую «прививку» делаем. Хотя погрустить тоже иногда очень приятно. Осень к этому располагает. Но грустить тоже можно, не страдая, а вкусно, приятно.

Разговор подошел к концу. Я вышла на улицу и почувствовала, как мой внутренний ребенок благодарно улыбается теплому свету осенней листвы, освещающему наступившие сумерки, музыке дождя и… послевкусию нашей беседы.

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
Две стороны весны. Как в нее войти и как из нее выйти 27.03.2024 Две стороны весны. Как в нее войти и как из нее выйти Причины остеохондроза и способы их устранения 21.02.2024 Причины остеохондроза и способы их устранения В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна 09.02.2024 В Zagerclinic новый доктор — врач гинеколог-эндокринолог — Соснова Елена Алексеевна Лечение гайморита в клинике доктора Загера 22.01.2024 Лечение гайморита в клинике доктора Загера Зачем нужен кальций 12.01.2024 Зачем нужен кальций Гомеопатия — это чудо 07.11.2023 Гомеопатия — это чудо

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами