+7 (495) 236-76-52
Журнал
12.09.2018
Панарина Александра Игоревна

Не стоит бояться работы с психологом. Возможности юнгианской песочной Sandplay терапии

Психология… Несмотря на свою относительно небольшую официальную историю, эта «наука о душе» очень и очень стара. И за долгие века (возможно, и тысячелетия) своего существования накопила великое множество способов подлинного исцеления души.

Среди современных методов психотерапии есть такие, которые могут помочь человеку не только решить возникшие в его жизни проблемы, но и познать себя, потребности и возможности своей души. И научиться не просто хотеть чего-то добиться, что-то в своей жизни изменить, но и смочь это сделать; смочь, выражаясь словами Антуана де Сент-Экзюпери, сбыться.

Одним из таких методов является юнгианская песочная Sandplay терапия. О ней, а также о трансформационной игре рассказывает психолог-консультант, арт-терапевт Zagerclinic Панарина Александра Игоревна.  

Специалист по песочной Sandplay терапии

Беседовала Наталья Аднорал

Н.А.: Александра, расскажите, пожалуйста, с кем Вы работаете, какие методики используете?

А.П.: Я работаю со взрослыми, с подростками и детьми с 3-ех лет.
Основной метод моей работы — юнгианская песочная терапия (Sandplay).

Что такое юнгианская песочная Sandplay терапия?

Использование песка для отображения внутреннего мира имеет давнюю историю. С древних времен люди чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки и фигуры из песка. В практике индейцев эти изображения использовались для предсказаний и в церемониях излечения. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Тибетские монахи издревле практикуют медитативное создание из песка мандал для достижения совершенства и духовной гармонии.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» описал сложный период после разрыва с Фрейдом в 1912–1913 годах. Юнг стал строить образы на берегу озера из камней и воды, подобно ребенку, для которого такая деятельность является средством обретения психического равновесия. Он писал: «…у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что эта игра…была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал».

Началом терапевтической работы с песком и фигурками в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Так педиатр Маргарет Ловенфельд работала со своими пациентами с помощью песка, воды и коллекции игрушек и миниатюр, назвав свой метод «Техника Мира».

В 1950-х годах ученица Юнга Дора Калфф (1904–1990) познакомилась с методом Ловенфельд и, с одобрения Юнга, дала своей технике работы с песком и фигурками юнгианскую теоретико-методологическую базу, назвав ее Sandplay (Сэндплей или юнгианская песочная терапия).

Ее трактовка отразила знание восточных философий и идеи аналитической психологии Юнга. Дора Калфф увидела песочную терапию как инструмент, который позволяет выразить личное и коллективное бессознательное, как символическую коммуникацию сознательного и бессознательного. Метод юнгианской песочной терапии Sandplay позволяет совершить увлекательное путешествие в себя, в свой мир, понять и принять свои чувства и состояния. Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.

Этот метод терапии активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения на пути индивидуации. Sandplay — «игра в песок» позволяет снизить уровень сопротивления изменениям и, следовательно, устраняет ощущение нереализованности. У человека возникает ощущение управления собственной жизнью и контроля над ситуацией.

Н.А.: Кому подходит юнгианская песочная терапия?

А.П.: Дело в том, что не все, приходящие на терапию, могут с легкостью рассказывать о себе и свободно ассоциировать. Бывает и так, что люди испытывают трудности вербального выражения, им сложно подобрать слова, чтобы описать то, что происходит с ними, и возможное решение возникших проблем.

Существует и другая ситуация, когда избыток слов может препятствовать продвижению в жизни. Есть клиенты, которые много говорят, то есть используют язык, чтобы интеллектуализировать проблему и таким образом избежать ее решения. В подобных случаях песочная терапия позволяет бессознательному состоянию транслировать свою историю.

Часто к юнгианскому песочному терапевту приходят успешные в работе и личной жизни люди. В таком случае работа с терапевтом помогает им понять, как реализовать свой потенциал в полной мере!

Именно юнгианская песочная терапия — эффективный инструмент, который дает возможность представить в образах то, что волнует человека и объективно происходит в его внешнем и внутреннем мире. Соответственно, фигуры, выбираемые в песочной терапии, становятся тем языком, при помощи которого можно сообщить себе и терапевту неосознаваемый материал, трудности и их решение.

Юнгианская песочная терапия эффективна в работе со следующей проблематикой:
  1. Чувство одиночества, комплексы, страхи, фобии, депрессия, хроническая усталость, неопределенность, душевная боль.
  2. Проблемы в супружеских и партнерских отношениях (развод, конфликты, измена партнера, утрата близких и др.)
  3. Ощущение бессмысленности жизни, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, потеря себя.
  4. Психосоматические симптомы.
  5. Непонимание смысла жизни, своего предназначения. Поиск ответов на вопросы: «Кто я?», «Почему это со мной происходит?». Личностный кризис. Проблема самореализации.
Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.

Н.А.: Как этот метод работает?

А.П.: Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у человека возникает решение, которое его бессознательное передает рукам. Таким образом, клиент создает мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.

Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает. Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах.
Песок — это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо, — воздух; синее дно подноса — вода; огонь — взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.

Интересно, что не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии.

В ходе сеанса терапевт помогает понять обратившемуся к нему человеку (клиенту), что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации. Во-первых, каждая фигура многозначна. Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчиненную, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.

Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создает и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлеченным в процесс терапии.

Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их, и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.

Юнгианская песочная терапия — это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.

Сеанс индивидуальной юнгианской песочной терапии длится от 30 до 60 минут, что зависит от возраста клиента. Количество встреч обычно — 10–15.

В своей работе я подхожу к человеку комплексно, сочетая юнгианскую песочную терапию и составление персональных цветочных настоев Баха для психоэмоциональной и психосоматический коррекции состояний.

Цветочные эссенции Баха — это монокомпонентные препараты растительного происхождения, помогающие при стрессах и негативных эмоциях. Каждая из 38 эссенций воздействует на определенное негативное чувство или эмоциональное состояние и помогает его нейтрализовать. Они были разработаны более восьмидесяти лет назад английским ученым Эдвардом Бахом и на сегодняшний день приобрели широкую известность во всём мире.

Помимо индивидуальных занятий, я также провожу групповую терапию.
Групповые занятия я провожу для подростков, а так же для детей 6–8 лет. Участие в коррекционной группе позволяет детям и подросткам смоделировать новые формы поведения и улучшить всю систему отношений.

Ещё в своей работе со взрослыми я использую трансформационную игру — прорабатывание конкретной цели на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном.
Эта психологическая игра представляет собой увлекательное путешествие по своему внутреннему миру с целью решения назревших проблем и моделирования новых форм поведения и реагирования. Она предназначена для всех, кто хочет изменить свою жизнь и готов сделать для этого первый шаг. Игра дает возможность встретиться с проявлениями своего бессознательного, через специальное игровое пространство трансформировать стереотипы и устаревшие психологические установки, открыть новые перспективы и изменить представление о самом себе. Игровая форма процесса позволяет проявить себя творчески и спонтанно, легко и без критики суметь проанализировать свои цели и ценности, привести в гармонию различные аспекты своей жизни, и как следствие, улучшить всю систему своих взаимоотношений. Игра проводится в малой группе (до 4 человек) в два этапа.

На основе настольной игры участники формулируют свои цели и проходят разные стадии погружения в себя, отвечая на вопросы: «Кто я? Что происходит со мной сейчас? Что мешает мне добиться своей цели?» и многие другие.

Н.А.: В чем суть трансформационной игры?

А.П.: Это творческий процесс, который реализуется на игровом поле. В нескольких часах игры сконцентрирована жизнь, которую можно прожить за полгода. Основой игры является намерение, это некая цель, которую человек хочет осуществить. И, как в жизни, он начинает искать варианты, но в реальном мире это чуть опаснее — можно неудачно познакомиться, неудачно попробовать новую сферу. В игре же создается безопасное пространство: есть игровое поле, другие участники, и ты один на один с игрой. Когда бросаешь кубик, в зависимости от того, куда попадаешь, игра дает особые подсказки. Они бывают двух типов: во-первых, препятствие, которое мешает идти к своим целям, — это некие стереотипы, убеждения, старые привычки, то, что ограничивает или замедляет движение. Игра, с одной стороны, помогает не просто вытащить препятствие, поднять его на поверхность, познакомиться с ним, но и его трансформировать. После этого препятствие уже не является активным. То есть, когда человек к нему возвращается в жизни, оно будет уже проработано. В ходе игры происходит осознание личных возможностей и ограничений, понимание сильных и слабых сторон, находятся необходимые внутренние и внешние ресурсы для достижения целей. Это становится возможным за счет того, что игроки обсуждают свои жизненные ситуации с ведущим и другими игроками, связывают сложившиеся ситуации в игре с реалиями своей жизни. Когда решение сложной ситуации достигается в игре, оно находится и в жизни. Также игра служит великолепным мотивирующим инструментом, который дает энергию на реализацию своих целей и задач.

Н.А.: Александра, с чем к Вам обращаются?

Расскажите, пожалуйста, что-нибудь из своей практики?

А.П.: Обращаются с разными проблемами, переживаниями и различными симптомами, такими как: энурез, тики, панические атаки, экзема, бесплодие и т.д.

Один из первых случаев в моей практике — это работа с мальчиком 12-и лет, страдающим энурезом. В ходе первого сеанса в песочнице, вышла властная фигура, которую мальчик боялся. Мы с ним поработали и нашли способ увидеть, что она не такая уж и страшная. И нам удалось разобраться в клинических (соматических) проявлениях проблемы и решить ее!

Тогда моя вера в чудодейственность этого метода, только укрепилась. С каждым случаем, я все больше люблю этот метод, видя, как люди становятся счастливыми и мир обретает новые краски.

Во время работы в клинике ко мне пришла женщина 58-и лет в нестерпимом эмоциональном состоянии: она рыдала так, что не могла и слова сказать. Начав песочную терапию, она опустила руки в поднос с песком, начала проделывать разные манипуляции, и тогда, как на магнитофоне, звук ее плача стал стихать, и дальше она успокоилась совсем. Женщина стала строить песочный мир и расставлять в нем фигурки, и рассказывать, что с ней происходит. Разобравшись в ситуации и найдя решение, из клиники она уходила довольная и улыбчивая.

Был случай в моей практике, когда на песочную терапию привели девочку 5,5 лет, у которой были нервные тики. В ходе сеансов у девочки все проходило, но стоило маме девочки понервничать или пережить очередной стресс, как симптом появлялся снова. И пока мама девочки не поработала с собой, это продолжалось. Т. к., самая крепкая связь у детей (до 7 лет) с мамами.

Последнее время у меня много клиенток, которые хотят детей, но ничего не получается по разным причинам. Благодаря юнгианской песочной терапии, а также прорабатыванию желания с помощью трансформационной игры, эти женщины стали мамами прекрасных деток. Кому-то было достаточно отработать свои страхи, кому-то — поработать на принятие и т.д.

Н.А.: Послушав Вас, напрашивается аналогия между психологом, врачом, в лучшем смысле этого понятия, и Учителем. Учителем, как человеком, который может помочь человеку определиться с вопросами: где он пребывает сейчас, куда хочет прийти, и, главное, как. Т.е., образно говоря, определиться с болезнью, здоровьем и путем от одного к другому.

Этот путь всегда совместный — врача и пациента. Чтобы быть на нем проводником, необходим опыт прохождения этого пути самому. Понятно, что речь не идет об опыте преодоления всех испытываемых человеком страданий и недугов.
Как по Вашему мнению этот опыт приобретает психолог? И кто такой психолог в идеале?

Опыт приобретается за счет себя. За счет своих проработок, своего внутреннего ресурса психолог может направить клиента и быть ему проводником.

Психолог помогает человеку научиться мыслить по-другому, смотреть на ситуацию по-новому и по-другому действовать.

Ведь, так или иначе, все, что вы о себе думаете, вы научились думать (или вас научили), все чего вы боитесь — вы когда-то научились бояться. Если вы верите в то, что чего-то не можете (например, выучить иностранный язык) — это вы когда-то научились в это верить (или вас научили). Основной задачей психолога является помощь в обучении привычным вещам заново: там, где вы себя не любили и плохо к себе относились — научиться любить себя; там, где вы боялись чего-то — научиться спокойно, а иногда весело и легко, принимать ситуацию; там, где вы чего-то не могли сделать — научиться верить, что вам это по плечу, и действовать эффективно. И именно это поможет вам сделать вашу жизнь лучше.
Поэтому, мне хотелось бы, чтобы вы не смотрели на психолога, как на механика, которому нужно починить что-то, что сломалось. На порядок лучше и эффективнее заниматься профилактикой, потому что намного эффективнее сразу устранить причину, чем потом долго разгребать последствия. К примеру, многие люди не понимают, что когда жена уходит от мужа, то это уже результат. До этого не делают ничего, и только когда она официально заявляет об уходе, сидя на сложенных чемоданах, начинают дергаться, спасать отношения. А причины то были в прошлом, и они накапливались какое-то время, пока не достигли критической массы. Но когда это случилось, исправлять уже что-то поздно. Более того, многие просто из раза в раз повторяют одни и те же ошибки, переносят их из отношений в отношения и в результате получают один и тот же результат просто потому, что не умеют учиться на своих ошибках или просто не видят их. С другой стороны, если разобрать причины на первых порах, научиться взаимодействовать по-другому, отношения можно не просто спасти, но и укрепить.

Задача психолога — научить глубже понимать себя, лучше взаимодействовать с окружающими и строить с ними более гармоничные отношения.

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
Принцип дельфина. Александр и Николь Гратовски 21.11.2018 Принцип дельфина. Александр и Николь Гратовски О маслах и жирах в продуктах 20.11.2018 О маслах и жирах в продуктах Фронтит. Лечение 15.11.2018 Фронтит. Лечение Как избавиться от запаха изо рта: причины и лечение 08.11.2018 Как избавиться от запаха изо рта: причины и лечение Ларингит: причины, симптомы, лечение 07.11.2018 Ларингит: причины, симптомы, лечение Правила здоровья. Как защитить ребенка в сезон простуды и гриппа 02.11.2018 Правила здоровья. Как защитить ребенка в сезон простуды и гриппа

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами