11.09.2018
Курбанова Алина Юрьевна

Снижение слуха. Причины и лечение

К сожалению, иногда бывает так, что слух резко снижается или пропадает вовсе за один день. Что же может послужить тому причиной? Рассмотрим несколько причин этого явления и варианты лечения.

Обтурирующие серные пробки

Пожалуй, это самая безопасная причина снижения слуха.

Как правило, сера может привести к резкому снижению слуха на одно, либо два уха после контакта с водой. В результате серные массы разбухают и полностью перекрывают наружный слуховой проход.

В этой ситуации, помимо резкого снижения слуха, может возникать боль в ухе. Необходимо скорейшее обращение к ЛОР-врачу, так как промедление может привести к развитию воспаления, а именно — наружного отита.

При осмотре ЛОР-врач сразу же установит факт наличия серных пробок, удалит их, и слух моментально восстановится.

Травма барабанной перепонки

Причин травмы может быть несколько:

При осмотре ЛОР-врач установит факт перфорации барабанной перепонки, выполнит аудиометрию, чтобы исключить развитие неврита слухового нерва на фоне травмы, и разработает план дальнейших действий. В большинстве случаев — тактика выжидательная. Перепонка может затянуться самостоятельно. В обязательном порядке необходимо беречь ухо от попадания воды, исключить авиаперелеты.

Спустя месяц, если целостность барабанной перепонки не восстановилась, рассматривается вопрос о мирингопластике (закрытие дефекта барабанной перепонки хирургическим способом).

Наружный отит

При этом заболевании происходит блокирование прохождения воздуха и звука к барабанной перепонке на уровне наружного уха. Наружный отит может возникать на фоне травмы кожи слухового прохода, длительно стоящей серной пробки, наличия грибковых и эпителиальных масс. Усугубляет течение заболевания сопутствующая патология, например, сахарный диабет. При этом происходит слущивание эпителия (отторжение кожи в месте воспаления), возникает воспалительный отек кожи и может появляться гнойное отделяемое. Как правило при этом состоянии возникает не только снижение слуха, но и боль, зуд, повышение температуры тела, слабость, головная боль. Тактика лечения зависит от каждой конкретной ситуации. После ликвидации воспаления слух восстанавливается полностью.

Инородное тело наружного слухового прохода

Это может быть вата от ватной палочки, насекомое, залетевшее или заползшее в ухо, иные предметы. После удаление инородного тела слух восстанавливается.

Тубоотит

Для него характерно втяжение барабанной перепонки вследствие ряда причин:

При этом состоянии пациент может слышать треск в ушах или шуршание при зевании, глотании.

Если слух не восстановился самостоятельно, то следует обратиться к ЛОР-врачу. Врач после осмотра и дополнительного обследования может провести ряд процедур, восстанавливающих слух: продувание слуховых труб по Политцеру; пневмомассаж барабанных перепонок; назначит гимнастику для слуховых труб и, в случае необходимости, лекарственные препараты. Людям, которые часто сталкиваются с такой проблемой во время авиаперелета, мы рекомендуем за 10 минут до взлета и за 10 минут до посадки использовать сосудосуживающий спрей в нос (в случае отсутствия противопоказаний).

Острый средний серозный отит

При этом возникает накопление жидкости в барабанной полости (за барабанной перепонкой). Человек слышит «как через воду».

Причиной возникновения служит длительное течение тубоотита.

При осмотре ЛОР-врач увидит характерные для этого состояния клинические проявления и при необходимости проведет дообследование. Для восстановления слуха используется продувание слуховых труб по Политцеру; пневмомассаж барабанных перепонок; назначается гимнастика для слуховых труб; катетеризация слуховых труб и в случае необходимости; лекарственные препараты. Может потребоваться более серьезное лечение, в том числе госпитализация в ЛОР-отделение.

Острый гнойный средний отит

Он может быть самостоятельным заболеванием или, что встречается чаще, осложнением острого гнойного ринита. Для острого гнойного среднего отита характерна боль в ухе, в том числе пульсирующая, повышение температуры тела, головная боль.

При осмотре ЛОР-врач установит диагноз и назначит местную или системную антибактериальную терапию, противовоспалительное лечение, при необходимости — госпитализацию. После купирования воспаления, как правило, слух восстанавливается полностью.

Острая нейросенсорная тугоухость

Это самое коварное заболевание из перечисленных. Снижается или резко пропадает слух на одно или оба уха. Может возникать шум в ухе, звон, снижение разборчивости речи.

Причин у данного заболевания может быть несколько. Оно возникает в любом возрасте и, на первый взгляд, на фоне полного здоровья. Бывает следствием острых инфекционных процессов, в частности гриппа, ветряной оспы, инфекционного менингита и др. вирусных инфекций. Может быть результатом нарушения кровообращения в сосудах головного мозга, например, при изменении артериального давления, выраженном остеохондрозе шейного отдела позвоночника, при инсульте.

Так же это может быть симптомом опухолевых процессов в головном мозге, проявлением рассеянного склероза.

Требуется незамедлительный осмотр ЛОР-врача и полное обследование, включающее в себя помимо общего осмотра аудиометрию, импедансометрию, ETF тест, МСКТ или/и МРТ головного мозга, консультацию невролога (отноневролога), лабораторное обследование.

Лечение проводится в условиях стационара, требуется гормональная, сосудистая местная терапия, в том числе может потребоваться транстубарное или транстимпанальное введение лекарственных препаратов.

Достичь полного восстановления слуха, устранения шума и звона в ушах, возможно лишь в случае своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи. Если пациент обращается к врачу в первые часы, то шансы на полную реабилитацию высоки.  Однако все зависит от причины, вызвавшей возникновение этого заболевания.

Берегите свой слух и при возникновении проблем с ним не затягивайте с обращением к ЛОР врачу и обследованием.
Будьте здоровы!

Читайте по теме
Не стоит бояться работы с психологом.  Возможности юнгианской песочной Sandplay терапии 12.09.2018 Не стоит бояться работы с психологом. Возможности юнгианской песочной Sandplay терапии Снижение слуха. Причины и лечение 11.09.2018 Снижение слуха. Причины и лечение Что нужно знать о классической гомеопатии 03.09.2018 Что нужно знать о классической гомеопатии Отомикоз. Советы ЛОР-врача по лечению и профилактике 28.08.2018 Отомикоз. Советы ЛОР-врача по лечению и профилактике Как растет ребенок и что такое боли роста. 10 вопросов и ответов 23.08.2018 Как растет ребенок и что такое боли роста. 10 вопросов и ответов Нейроны фон Экономо, самосознание и социальное поведение 22.08.2018 Нейроны фон Экономо, самосознание и социальное поведение

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной