Заболевание
27.06.2017

Нейроциркуляторная дистония: симптомы и лечение

Содержание

Достаточно распространенная ситуация. Приходит человек к врачу и жалуется на боль в области сердца, живота, спины; на плохой сон, головокружения, хроническую усталость и раздражительность; на перепады температуры и давления и др. Врач направляет его на анализы и обследования, которые ничего или почти ничего не обнаруживают. Болен ли человек? Ведь симптомы-то настоящие! Да, болен. Но болезнь эта относится к классу функциональных. Т.е., нарушения в работе тех или иных органов и систем есть, но явных органических изменений в них нет.

фото нейроциркуляторная дистония

К этому классу относится нейроциркуляторная дистония (в переводе с греческого — «нарушение, расстройство напряжения»). Она же — вегетососудистая дистония (в этом названии уточняется, какой отдел нервной системы ответственен за имеющиеся нарушения — т.н. «вегетативная нервная система», регулирующая работу всех внутренних органов и систем). Она же, по данным зарубежных авторов, — нейроциркуляторная астения (в переводе с греческого — «бессилие»).

Сами названия болезни говорят о том, что в основе ее многочисленных симптомов лежит расстройство в работе основных интегративных систем организма — нервной и сердечно-сосудистой. К ним еще стоит обязательно добавить не фигурирующую в названии эндокринную систему, теснейшим образом связанную с указанными выше. В понимании этих взаимосвязей современная наука за последнее столетие сделала уверенный шаг вперед, подтвердив древние холистические знания об устройстве и работе организма человека. На рубеже XX и XXI века к представлениям о функциональном единстве нервной и эндокринной системы (достаточно вспомнить всем известный адреналин, который одновременно является и гормоном, и нейромедиатором) добавились новые данные, указывающие на необходимость добавить к ним третий компонент — иммунную систему (например, выяснилось, что иммунные клетки способны синтезировать гормоны и нейропептиды). В результате, теперь при описании процессов, ответственных за поддержание целостности организма в ответ на различные внешние воздействия (в том числе и стрессиндрома), часто можно встретить термин — «нейроиммуноэдокринная регуляция (система)».

Симптомы нейроциркуляторной дистонии

Симптомы нейроциркуляторной дистонии (НЦД) многочисленны и разнообразны. Это неудивительно, ибо все органы в нашем организме находятся под контролем нейроиммуноэндокринной системы.

В зависимости от характера нарушений работы вегетативной нервной системы с преобладанием тонуса симпатического или парасимпатического отдела (причем, в разных органах это может происходить по-разному) синдром нейроциркуляторной дистонии может выражаться черезгипертензивную, гипотензивную (со склонностью, соответственно, к повышенному и пониженному давлению) и смешанную формы. Есть еще кардиальная форма НЦД, ведущим симптомом которой служат сердечные боли.

При любой форме НЦД наиболее частыми причинами беспокойства являются:

Общей особенностью людей, страдающих нейроциркуляторной дистонией, является «узкая зона комфорта» (по-другому это можно назвать «низкими адаптационными резервами»). Выражается это в том, что даже незначительные внешние воздействия, не укладывающиеся в привычный режим работы и отдыха (непривычная физическая или эмоциональная нагрузка, недостаток или избыток сна, изменения температуры и атмосферного давления) способны «выбить из колеи» организм человека и вызвать к жизни все вышеперечисленные симптомы.

В большей степени это заболевание характерно для молодых женщин (20–40 лет). Хотя ей подвержены и молодые мужчины, и люди обоего пола в более зрелом возрасте.

У детей и подростков (в равной степени мальчиков и девочек) также нередко диагностируется этот недуг.

Нейроциркуляторная дистония у детей

Одним из главных предрасполагающих факторов в развитии НЦД является конституциональный тип человека, имеющий генетические корни. Он характеризуется определенным телосложением, психотипом, особенностью строения и функции всех органов и систем организма и их взаимосвязей. Все это выражается в индивидуальном «запасе прочности» каждого человека — в его адаптационныхи компенсаторных возможностях, «сильных сторонах» и «ахиллесовой пяте». Иногда это ярко проявляется уже в детском возрасте.

У детей со склонностью к нейроциркуляторной дистонии отмечаются:

«Взрослые» симптомы НЦД, перечисленные выше, также могут присутствовать.Часто толчком к их проявлению служат:

Лечение нейроциркуляторной дистонии

Многофакторность в проявлении и системный характер нарушений, свойственные данному заболеванию, влияют на тактику его лечения. В современной медицине ведущую роль отводят не симптоматической лекарственной терапии НЦД, а методам целостного воздействия на организм человека: физические упражнения, закаливание, нормализация питания и образа жизни, психотерапия и др.

Лечение нейроциркуляторной дистонии в Москве

В клинике доктора Загера в Москве холистический подход является ведущим принципом лечения человека. Для помощи пациентам с нейроциркуляторной дистонией применяются методы иглорефлексотерапии, классической и резонансной гомеопатии, остеопатии и фитотерапии. Все они направлены на устранение имеющихся нарушений, восстановление энергетического баланса и гармоничных взаимосвязей в работе главных регуляторных систем организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, иммунной и др.).Но, помимо действий врача, важнейшей составляющей лечения, зависящей от пациента, являетсясоздание условий (и их поддержание) для закрепления полученного эффекта. К ним относятся такие кажущиеся «банальными», но очень необходимые для человека с НЦД факторы, как: индивидуально подобранные режим питания, сна и бодрствования, труда и отдыха, физические упражнения.

При необходимости, если имеются хронические ЛОР-заболевания, являющиеся одним из причинных факторов НЦД, можно пройти курс лечения в ЛОР-отделении нашей клиники. Возможна также помощь психотерапевта.

«Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста»

Автор статьи Наталья Аднорал врач-биофизик, кандидат медицинских наук. Редактор статьи Константин Загер врач иглорефлексотерапевт, главный врач Zagerclinic.

ВСД Здравствуйте! 2 года уже страдаю НЦД, сейчас ещё присоединилось тревожно-депрессивное расстройство. Пробывала разные способы лечения. На данный момент пью в течении 6 мес.антидеприссанты, эффекта как-то не очень заметно. Может ли с этим справиться гомеопатия?

Ответ: Данную патологию вполне возможно эффективно лечить и классической гомеопатией и иглоукалыванием.

Нейро-циркуляционная дистония Здравствуйте!
Несколько лет страдаю т.н. НЦД. Пробовал разные способы лечения, в том числе и психотерапию. Пока не могу с этим справиться. Последнее время очередное обострение. Подскажите, пожалуйста, у вас есть стационарный вариант обследования и лечения, т.к. я не из Москвы

Ответ: К сожалению, стационарного лечения у нас нет. При данном заболевании иглоукалывание и классическая гомеопатия вполне могут помочь, но о сроках и эффективности лечения моожно говорить имея все данные по этой проблеме.

С уважением, Загер К.Л.

НЦД Здравствуйте скажите пожалуйста я болею Врачи диогноз поставили НЦД это ясно сколько по времени лечиться этот болезн

Ответ: К сожалению, невозможно дать прогноз о сроках лечения, все зависит от тяжести заболевания, методов лечения и четкости выполнения пациентом врачебных рекомендаций.