+7 (495) 236-76-52
Журнал
24.09.2017
Анастасия Ашихина

Как не поссориться с ребенком из-за домашнего задания

Сентябрь. Начало учебного года. Как листья один за другим начали осыпаться с деревьев, так в кабинет психолога один за другим стали приходить родители школьников с одной и той же темой: «Что делать с выполнением домашнего задания? Семейный невроз! Помогите, спасите наши отношения!» И, как под кальку, одними и теми же словами: «Сидим до 12 ночи и делаем уроки, за день устали, сил никаких не осталось. Начинаем проверять — понимаем, что надо все переделывать. Начинаем объяснять — ничего не понимает, переходим на крик — ребенок в слезы: «нам не так в школе объясняют». Пытаемся вникнуть в то, что написано в задании — возмущаемся всей семьей: «И кто только пишет такие учебники?» Нервов никаких не хватает, всех хочется просто убить! Все на взводе, надо спать, утром ранний подъем. В итоге у ребенка уже нет сил самостоятельно собрать портфель. Ложимся и думаем: ведь не так планировали провести вечер, хотели сохранять со своим чадом теплые взаимоотношения, а выходит одна ругань!»

Многие родители, делая вместе с ребенком домашнюю работу, искренне обижаются и расстраиваются, когда видят плохую оценку за выполненное задание, как будто эту оценку поставили им. Замечание учителя в дневнике о плохом поведении в школе их сына или дочери, воспринимают буквально, как сообщение о том, что «ТЫ ПЛОХОЙ РОДИТЕЛЬ» и начинают доказывать обратное: «Я хороший, поставьте мне «5», оцените меня, а еще лучше, на очередной школьной линейке, вручите грамоту «Лучший родитель года»!

Как часто из-за нашей тревоги и в погоне за хорошими отметками рушатся отношения, начинаются ссоры в семье, дети и родители становятся в оппозицию друг другу. Все общение с ребенком сводится к одному: «Что в школе? Какие сегодня отметки? Уроки сделал? Поел? Ложись спать!» А что желают детям на днях рождения? Хороших отметок! Складывается ощущение, что для пап и мам главное в их жизни, «чтобы ты учился хорошо!». Все остальное как будто неважно или второстепенно. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь, что тем самым вы вызовете отвращение к учебе вообще.

В отношениях со школьными учителями, завучами и директорами вы всегда должны быть на стороне своего ребенка! Берегите своих детей! Старайтесь не ругать, не критиковать и не говорить ему, что «ты меня в гроб вгонишь из-за двойки по природоведению». Этим вы закладываете в него установку, взращиваете в нем чувство, что любят его только за хорошие отметки, а не потому, что он просто есть на этом свете.

Что же тогда получается? Если хорошая отметка — я хороший, если плохая — я плохой? Помните! Родительская любовь безусловна.

Есть люди, которые ненавидят отмечать свой день рождения лишь потому, что, когда в детстве они мечтали о каком-то подарке, родители ставили им обязательное условие: «вот закончишь четверть без троек, тогда получишь». Почему бы нам не перестать спрашивать у своих детей: «как там, в школе?» с единственной целью узнать про их успеваемость? Мы же тем самым портим с ними отношения. Нам что поговорить с ними больше не о чем? Может стоит начать интересоваться у своих детей их отношениями с другими людьми, их мыслями, чувствами, переживаниями? Спросите ребенка, как он себя чувствовал сегодня? Не волновался ли из-за чего-то? Что произошло интересного в его жизни? Сосредоточьтесь на нем самом, на вашей родительской любви и общечеловеческих ценностях.

Ответьте себе на вопрос: у кого больше психологических проблем и проблем со здоровьем в целом? У отличника или у троечника, или двоечника? А как сложилась жизнь у ваших одноклассников, много ли вы знаете счастливых пятерочников? Ведь, как показывает жизнь, чаще всего бывшие двоечники и троечники в большинстве своем стали успешными людьми, в отличие от отличников с их низкой самооценкой и плохим здоровьем.

Жизнь взрослого человека похожа на забег на длинную дистанцию по зарабатыванию денег. Папа и мама круглые сутки на работе, а как по-другому?! Надо оплачивать кредиты, налоги, ЖКХ, образование и т.д. И как следствие жизни взрослых — сумасшедшая нагрузка у детей. Чтобы не сидел без дела у компьютера, не шатался по улице без присмотра, не был предоставлен сам себе, ребенка надо загрузить, что называется, по полной программе: спортивные секции, кружки, языки, репетиторы… И что мы имеем в конце? Время спать, а уроки еще не сделаны.

Запомните, пожалуйста, у ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные, амбициозные родители заорганизовывают своих детей, и, как следствие, получают неврозы и все, что к ним прилагается. О каком доверии, самостоятельности, свободе воли, праве на ошибку может идти речь, когда, благодаря тревожности родителей, у ребенка день расписан поминутно.

Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать: «как там, в школе?» не надо. И пожалуйста, НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ЕГО С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. И с собой в том числе. Есть родители, которые, вспоминая себя, говорят: «Какой же ты, у меня медлительный! Я все это делал(а) быстрее и лучше.».

Помните, у всех разные возможности, разный темп выполнения той или иной задачи. Уважайте личность вашего ребенка! Будет ли он с вами делиться тем, что происходит в его жизни, зависит только от вас. От того, как вы будете его слушать и что будете говорить и делать. Никогда без его согласия не вырывайте листы из тетради. Вы тем самым обесцениваете его самого и его труд. Если он сделал ошибку, не заставляйте его по десять раз переписывать начисто, ЖИЗНЬ — НЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА! Мы все имеем право на ошибку и на ее исправление. Все ошибаются: и взрослые люди, и маленькие дети, помните об этом. Дайте ему исправить ошибку самому, зачеркнув неправильное решение или ответ и написав правильный.

Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки самостоятельно — этому всегда есть причина. Лень тут не причем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Тем не менее, способность ребенка самостоятельно работать — это, безусловно, навык, который надо осваивать с 1 класса. При этом важно помнить, что ребенок способен концентрировать внимание не более 20 минут, потом оно начинает рассеиваться. Пить захотелось, от соседей блинами запахло, кошка пришла и легла на стол. Не надо сидеть три часа кряду и нервничать из-за палочек и крючочков, в конце концов, все вырастают, научившись писать!

Одни родители хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей, а бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он вырастет, не так и важно. Дайте ребенку самому научиться справляться с поставленными задачами, не делайте это вместо него. Вы же не собираетесь проживать за него его жизнь?! Но детям важно знать, что вы всегда будете рядом. И если им понадобится ваша помощь, вы всегда придете и поможете, только договоритесь об этом заранее.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семей: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать этого кошмара или хотя бы минимизировать его последствия?

Ответ прост: сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумайте о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно: не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком.

Решите для себя раз и навсегда, что для вас важнее: личность вашего ребенка или эгоистичная попытка навязать ему чужую жизнь. Берегите себя и своих близких.

Практические советы родителям

  1. В начальной школе выполнение домашней работы не должно занимать более полутора часов. В пятом классе — не более двух, в 6–8 классе — два с половиной часа, в последних классах — три с половиной часа с обязательными перерывами.
  2. У ребенка должно быть рабочее место, где нет ничего, что могло бы отвлекать его внимание во время выполнения уроков (игрушки, конструкторы, телевизор, гаджеты). Это не должен быть кухонный стол, где вместе с учебниками и тетрадками лежат продукты, и на котором мама или бабушка одновременно с этим что-то готовят.
  3. Следует идти от простого к сложному. Начинать с предмета, который ребенку нравится больше, это придаст уверенности в своих силах. Потом переходить к более сложным заданиям. Если же ваше чадо, наоборот, быстро утомляется, начните с работы, которая требует максимальной собранности. Алгоритм всегда такой: сначала повторение правила или нового материала, потом закрепление.
  4. Самостоятельность приходит со временем, поэтапно, поэтому сначала просто следите за тем, как ребенок выполняет задание, и при необходимости будьте готовы придти к нему на помощь и объяснить, если потребуется, то, что непонятно.
  5. Не забывайте хвалить, постарайтесь не давать негативных оценок. Не надо бояться позволять ребенку делать ошибки. Дайте ему самому возможность найти ее и исправить.
  6. Если вы видите, что ваш ребенок устал или плохо себя чувствует, вспомните себя в таком состоянии. Действуйте по обстоятельствам.
  7. Будьте на стороне своих детей. Поддержите их, когда они в этом нуждаются. Берегите нервы и здоровый климат в своей семье.
Вопросы:

Детский онанизм Моя дочь занимается онанизмом, что делать? Как это принять или пресекать ?

Ответ: Не нужно придавать этому большого значения, обычно таким образом дети снимают состояние тревоги, а вот разобраться в чем ее причина, в этом необходима помощь психолога.

С уважением, Воронина В.В.

Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
О молоке 12.10.2018 О молоке Храп: причины и лечение 12.10.2018 Храп: причины и лечение Осень — время перемен 10.10.2018 Осень — время перемен Шаги на пути к здоровью. Очищение организма 05.10.2018 Шаги на пути к здоровью. Очищение организма Биология веры. Брюс Липтон 26.09.2018 Биология веры. Брюс Липтон Не стоит бояться работы с психологом.  Возможности юнгианской песочной Sandplay терапии 12.09.2018 Не стоит бояться работы с психологом. Возможности юнгианской песочной Sandplay терапии

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами