+7 (495) 236-76-52
Журнал
28.12.2017
Жукова Елена Михайловна

Роль родителей в лечении ребенка. Советы врача-педиатра

Зной или стужа,

День или ночь —

Доктор торопится

Детям помочь. (Из стихотворения Анны Кардашовой)

Доктор сделает все, что от него зависит, чтобы ребенок обрел и сохранил здоровье. Но непосредственная помощь ребенку — это еще не все. Не менее важная задача детского врача — помочь родителям стать активными, знающими проводниками на пути к здоровью. А дальше успех лечения уже во многом зависит от них…

Что такое здоровье? Почему ребенок может его утратить? Как его вернуть, укрепить, сохранить? Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы лечение стало действенным, а результат — стойким?

Об этом нам сегодня расскажет врач-педиатр, иммунолог-аллерголог, гомеопат Zagerclinic Елена Михайловна Жукова.

Беседу ведет Наталья Аднорал

Н.А.: Елена, Михайловна, что такое болезнь применительно к особенностям детского организма?

Е.Ж.: Это нарушения роста и адаптации. Это элементы незрелости. Т.е., когда ребенок по показателям роста, активности ферментных систем и т.д. не соответствует своему возрасту. Это дискомфорт, проблема в общении между родителями и ребенком.

Н.А.: А что такое здоровье? Куда мы идем в процессе лечения?

Е.Ж.: Это способность адаптироваться к тем условиям, в которых мы живем, в соответствии с возрастом. Ребенок в каждом конкретном возрасте должен иметь определенный рост, вес, физическую и эмоциональную активность, способность к общению со сверстниками и с родителями. Причем, не имеет особого значения, какие это условия. Это могут быть тепличные условия, а могут быть и достаточно жесткие. Он все равно должен уметь к ним адаптироваться и чувствовать себя в них комфортно.

Н.А.: Т.е., путь к здоровью — это приобретение способности к адаптации? Каковы особенности этого пути, с учетом того, что речь идет о ребенке?

Е.Ж.: В повседневной работе я в первую очередь сталкиваюсь с проблемой пищеварительного тракта. Все остальное уже второстепенно. Т.е., главную роль то, как едим, что едим, как это усваиваем, как это трансформируем в рост тела и формирование иммунного ответа. На сегодняшний день основная проблема связана с культурой приема пищи и с качеством еды (особенно в больших городах). Если в этих условиях все-таки удается сохранить качество, режим, объем пищи, который для данного возраста положен, то проблем со здоровьем детей уже гораздо меньше.

Болезни, конечно, возникают, но значительно реже. И протекают они легче и без осложнений. Сезонная простуда один раз в году имеет право быть. Она должна пройти через 3–5 дней без осложнений, и ребенок продолжит расти дальше здоровым. А если ребенок болеет чаще и дольше, с осложнениями — кашлем, насморком, длительной субфебрильной температурой, слабостью и т.д. — значит, что-то внутри у него не то. Значит, есть проблема адаптации, проблема иммунной системы. И не потому, что у него слабый иммунитет, а потому что этот сильный иммунитет постоянно чем-то загружен: избытком химии в рационе питания, избытком эмоциональных переживаний, которые, возможно, для данного возраста совершенно не нужны (например, избыток информации). А дальше — важную роль играют еда, вода, адекватная физическая нагрузка. Т.е. ребенок должен вовремя питаться, выпивать достаточное количество воды и помимо «общения» с гаджетами должен активно двигаться — прыгать, бегать, лазать, заниматься спортом. В любом возрасте. Если это малыш, его все равно нужно «крутить». Если это 1–2-х годовалый ребенок, ему надо гулять, играть и смотреть на мир, а не постоянно есть и сидеть в телефоне.

Получается так: если полностью соблюдаются все возрастные особенности режима, то дальше смотрим, болеет ли вообще ребенок. Если да, то чем. И тогда уже необходимы дополнительные обследования.

Н.А.: Что служит наиболее частым поводом для обращения к Вам?

Е.Ж.: Когда ребенок болеет либо все время (постоянная невысокая температура, заложенность носа, кашель, слабость, вялость, серость, быстрая утомляемость), либо часто и с осложнениями. И еще одна частая причина обращения — аллергические реакции. Ребенок на что-то чихает, почему-то чешется и т.д.

Н.А.: Давно в какой-то книге прочитала, что аллергия — это симптом нарушения гармонии с миром…

Е.Ж.: По большому счету, да. И не важно, что выступает в роли аллергена — кошка или пыльца. Они же не являются причиной возникновения аллергии. Они являются просто поводом. Если мы ударились рукой об стол, он же не виноват, что мы об него ударились, и нам больно. Он просто попался на нашем пути. То же самое и здесь. Получается, что существует определенная «планка» чувствительности. И в принципе, среднестатистический человек не должен чихать, когда цветет береза. Но почему-то вдруг степень этой чувствительности меняется. Как правило, эти проблемы приобретаются к 3–5 годам (новорожденные не будут «сопеть на березу») по мере загрязнения организма, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, иммунной системы, дополнительного инфицирования, в том числе, глистами, простейшими, которые обладают колоссальной аллергенностью и т.д.

И получается, что у человека нет гармонии с миром. Что-то с ним не так. Все цветет, а ему плохо. Или кошка соседская пришла, всем нормально, а он ее не переносит, хотя год назад было все нормально.

Попытка создать гипоаллергенные жилища (американская мечта) привела к тому, что и на эти помещения с суперпластиком и минимальным количеством пыли тоже возникает реакция. Человеку все равно плохо, если он внутри себя не собрался, если внутри себя болезнь не подлечил. А то, что вокруг, — это только повод, а не причина болезни.

Возвращаясь к началу разговора, это и есть способность адаптироваться к тем условиям, в которых живем. Пусть это будут пыль и грязь. Какая разница!? Главное, что нам хорошо. Если слизистые чистые, спокойные и здоровые, то эта пыль для них не страшна, и ничего на них не сядет — ни инфекция, ни аллерген.

Н.А.: Как же помочь слизистым стать чистыми, спокойными и здоровыми?

Е.Ж.: Качество защитных покровов очень сильно зависит от того, насколько мы получаем полноценную, здоровую пищу, насколько способны ее переваривать, насколько активно мы боремся с инфекциями.

Мы знаем, что если язык «некрасивый», значит, что-то в желудке не так. Та же самая история в носу и в горлышке. Т.е., рыхлые слизистые, с высоким сосочковым слоем, с большим налетом свидетельствуют о том, что с пищеварительным трактом не все в порядке. А лечение пищеварительного тракта — это, в первую очередь, диета и режим.

Всегда были и есть четкие возрастные нормы выкармливания малышей, детей постарше, дошкольников, школьников, подростков. Если мы их не соблюдаем, то проблемы с пищеварительным трактом обязательно будут. Так было всегда.

Поэтому качественная еда, достаточное количество воды, приемы пищи по часам, отсутствие перекусов — это первое, на что имеет смысл обратить внимание для того, чтобы поправить работу пищеварительного тракта, для того, чтобы сделать слизистые оболочки более выносливыми и полноценными в борьбе со стрессовыми ситуациями.

Поэтому первый этап работы с иммунитетом — это расписание. Во сколько кушаем, что кушаем, какие перерывы делаем, сколько воды выпиваем. Дальше — каковы стул, диурез, настроение и т.д.

Обычно наличие или отсутствие режима у ребенка видно по цвету лица, по состоянию слизистых, по его поведению в кабинете.

Компенсаторные способности детей гораздо выше, чем у взрослых. Потому что они растут, и на это дается дополнительная энергия, дополнительные резервы организма. Мало того, что ему нужно полноценно жить, ему еще нужно и расти. Поэтому адекватные лечебные мероприятия приводят к тому, что дети очень хорошо реагируют на такое внимательное отношение к иммунной системе и очень быстро выздоравливают. Взрослые реагируют медленнее, т.к. они уже «застоялись», привыкли к своей обстановке. А у детей обстановка каждый день меняется. Поэтому, если мы им помогаем, они выздоравливают гораздо быстрее.

В этом смысле работа с детьми иногда становится более легкой и благодарной, чем с взрослыми.

Н.А.: Но, наверное, одна сложность все-таки есть? Ведь в создании условий для исцеления ребенка огромную роль играют родители. Как с этим быть?

Е.Ж.: Безусловно, здесь возникает вопрос ответственности. С одной стороны, я четко даю рекомендации. По-хорошему, это книжные истины. Люди все это знают. В 8 классе средней школы мы все эти нормы режима и гигиены детей, подростков и взрослых проходили. Для того чтобы это знать, не надо иметь высшего медицинского образования. И, в принципе, люди в глубине души все это знают, но в силу стрессов, работы, постоянной нехватки времени, считают, что можно «как-нибудь» без этого обойтись. «Чего-нибудь схватит, перекусит, и побежали… Потому что некогда… У нас ведь тренировки, занятия и т.д.». Здесь важно, чтобы родители услышали, что мы с детьми учимся, развиваемся, тренируемся не ценой потери здоровья. Наоборот, приобретая здоровье, мы еще и учимся чему-нибудь. А это значит, что желательно, чтобы все занятия были подстроены под режим ребенка. Режим — это сон, еда по часам, физкультурно-оздоровительная программа. Все остальное по принципу: есть свободное время — пожалуйста, занимайтесь. Если вместо обеда надо бежать на какие-нибудь курсы, я считаю, что их нужно переносить.

Сейчас в школах с режимом очень сложно. Особенно в старших классах. 8–9 уроков, среди которых вообще не предусмотрено время для употребления пищи. Т.е., получается, что ребенок позавтракал в 8.00 утра, и до 17.00 он нормально не питается.

Поэтому с родителями все эти моменты обязательно обсуждаются. И это накладывает на них достаточно серьезную ответственность. А с другой стороны, как без нее? Все равно ответственность за здоровье детей каждый берет на себя в момент планирования ребенка. И говорить, что за это будут отвечать детский сад, школа, поликлиника, не получится. Только родители.

Поэтому подчас приходится контролировать дробность, качество питания в детском саду. Что-то подстраивать под индивидуальные особенности ребенка. В школе ему напоминать, чтобы он свой ланч-пакет обязательно взял и не забыл съесть.

Родители — это первые люди, которые отвечают за здоровье ребенка. Не может трех, пяти и даже пятнадцатилетний ребенок отвечать за свое здоровье. Весь спрос с родителей. Иногда слышишь, как родители говорят трехлетнему ребенку: «почему ты не пьешь воду, тебе же врач говорил». Нет, так не получится приучить ребенка к воде. Для него это не аргумент. Лучше поставить перед ним и перед собой стаканы с водой и устроить соревнование — кто быстрее выпьет. То же самое через час. Это обязательно.

Я, как врач, даю рекомендации. А задача родителей — эти рекомендации выполнять.

Конечно, иногда дети наследуют склонность к тем или иным заболеваниям. Это тоже надо учитывать в индивидуальном выборе диеты и режима питания. Некоторые родители не понимают, как утром можно кушать: «Я с утра есть не хочу, зачем я его кормить должен?». Но отсутствие аппетита по утрам — это ненормально, это не конституциональная особенность организма, это — проблема с желудком. Если родитель пьет чашку кофе с утра, а в ребенка впихивает кашу, то ребенок не поймет. В два года съест, а в три уже спросит: «А почему ты кашу не ешь? А я тогда зачем буду есть?»

Т.е., все это в первую очередь требует очень серьезной работы над самим собой. Потому что семейные традиции, семейные ритуалы очень важны. Испокон веков прием пищи был совместным семейным мероприятием, а вне приема пищи кушать было не принято. Так было до недавнего времени, а сейчас, к сожалению, очень редко встречается. И причины, вроде, объективные: все работают в разное время, пробки, стрессы...

С большим количеством детей в семье та же история. Надо их обязательно синхронизировать. Иначе получается, что старший погрел всем бутерброды в микроволновке, и суп уже есть никто не будет.

Н.А.: А как быть с совсем маленькими детьми? Как их кормить? Тоже по часам или когда ребенок захотел?

Е.Ж.: Если ребенку 1–2 месяца, мы не всегда можем точно узнать, когда и чего он захотел. Ребеночек заплакал через час после еды. А дальше возникает масса вариантов: он заплакал, потому что замерз; или у него заболел животик; или он захотел кушать; или он пить хочет и т.д. И, конечно, наиболее простой способ устранения плача — покормить ребенка. Покормили — он замолчал. Естественно, рот-то занят. К сожалению, это тоже приводит к массе разных дисбалансов в работе пищеварительного тракта. Потому что он час назад поел, молочко только створожилось, только подготовилось к перевариванию и всасыванию, и в это время в животике заурчало. Ребенку стало некомфортно, и он заплакал. Ему снова дали молочка. Таким образом происходит почти постоянный (если мы кормим без режима) процесс смешивания частично переваренной пищи с вообще не переваренной. Это приводит к нарушению пищеварения, усугублению гнилостных и бродильных процессов в животике, нарушению стула и к не очень хорошему настроению. Поэтому я очень четко пытаюсь настраивать людей на обязательность режима в кормлении малышей. Отсутствие режима гарантирует возникновение проблем. Если ребенок кормится по часам, съедает положенный объем, набирает нормальный вес, спокойно спит между кормлениями, пьет воду, его животик спокойный, то он, как правило, и не болеет. Если нет какой-то сложной врожденной патологии. На прививки могут быть иногда реакции, но это все поправимо.

А постоянные жалобы на заложенный нос, плохой стул, не очень чистую кожу у грудного малыша — это, в первую очередь, следствие отсутствия дисциплины в приеме пищи. Поэтому я за четкий, расписанный режим, за заполнение мамой дневничка (в каком объеме поел, в какое время, сколько прибавил в весе за неделю, сколько выпил воды, какой стул, диурез и т.д.). Это очень важно. Это тоже лечение.

Напрашивается аналогия… Представьте, что мы загрузили бельем стиральную машину, насыпали порошка, включили. Начался процесс стирки. Но через некоторое время остановили машину и добавили туда еще какую-то вещь. Машина продолжила стирать, а мы снова нажимаем на стоп и закидываем новую порцию…. И так несколько раз на разных этапах процесса. Что мы получим в итоге? Недостиранное белье? Сломанную машину?

Н.А.: Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать детский врач?

Е.Ж.: Есть такая шутка: «Напугать маму может любой педиатр, а вот успокоить!...»

Очень важно, чтобы ребенок не только сейчас был здоровый и не плакал. Работа детского врача очень во многом настроена на перспективу. Т.е., мне нужно, чтобы через год и через десять лет этот ребенок приходил ко мне здоровым (один раз в полгода-год приходил на контрольный осмотр). Конечно, могут быть какие-то детские инфекции. Но мне важно, чтобы в целом он рос здоровым.

Поэтому моя задача — дать такие рекомендации (и по-возможности проследить за тем, чтобы они выполнялись), чтобы и болезнь прошла, и в дальнейшем этот человек болел реже и рос здоровым.

Н.А.: Новый год к нам спешит! Ваши пожелания?

Е.Ж.: Как врач, желаю в новогодние праздники не слишком перегружать пищеварительную систему. А на самом деле — всем хорошего настроения, внимательного к себе отношения и здоровья!

Вопросы:
Вопросов пока никто не задал. Вы можете быть первым.
Задайте свой вопрос:
Нажимая кнопку - «Задайте вопрос», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных.
Подписаться на нашу e-mail рассылку.
* — поля обязательные для заполнения
Задайте вопрос
Читайте по теме
Яд или лекарство? О сверхмалых дозах и Н. П. Кравкове 14.12.2018 Яд или лекарство? О сверхмалых дозах и Н. П. Кравкове Иллюстрации к основному биологическому закону 11.12.2018 Иллюстрации к основному биологическому закону Как получают гомеопатический препарат 07.12.2018 Как получают гомеопатический препарат Советы на зимний период 03.12.2018 Советы на зимний период Георгиос Папаниколау — великий даритель жизни 30.11.2018 Георгиос Папаниколау — великий даритель жизни Остеопатия. Диалог с мудрым телом 26.11.2018 Остеопатия. Диалог с мудрым телом

Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной

Стать нашими экспертами