Заболевание
28.06.2017

Энкопрез: причины, лечение

лечение энкопреза

Навык контроля тазовых функций приходит постепенно. Для отправления «большой нужды» характерно следующее развитие: сначала ребенок начинает воздерживаться от дефекации во время ночного сна, потом приходит умение осознанно регулировать этот процесс в дневное время. Сроки приобретения этих навыков определяются:

Если этот социально значимый навык не формируется или утрачивается, врачи говорят об энкопрезе, что дословно переводится как «недержание кала» (неспособность к контролю за отправлением «малой нужды» называется энурез). Почему это происходит?

Энкопрез у детей. Причины

Можно выделить три группы причин:

Примером первого типа служит т.н. болезнь Гиршпрунга или аганглиоз. Это редкая наследственная патология нервной системы толстого кишечника, следствием которой становятся множественные нарушения его работы. В том числе, проблемы с перистальтикой и контролем за опорожнением. На своевременное формирование навыка контроля дефекации влияют также патологии других органов — печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, тонкого кишечника.

Примером второго типа служит недержание вследствие переполнения и перерастяжения кишечника в результате длительных запоров. И/или сдерживания дефекации из-за страха перед болью (например, при трещинах заднего прохода).

Третий тип характерен для детей с психическими патологиями, недостатком воспитания, неврозами, измененными моделями поведения и др.

Энкопрез. Психологические причины

Стоит различать две ситуации.

1. Первая: навыка контроля за актом дефекацией у ребенка не было и нет. Причина двояка — либо его попросту не формировали, либо обучение сопровождалось такой агрессией со стороны «педагогов» и страхом, и непониманием со стороны ребенка, что сформировалась патологическая модель поведения —порождение страха, протеста и желания спрятаться. Похожая ситуация характерна и для воспитания домашних животных. Если животное постоянно наказывать за «грехи» в неположенных местах, не пытаясь его понять, оно чаще всего либо продолжает «грешить» в укромных уголках, либо выражает свое непонимание и протест на виду (диваны, кресла, ковры, одежда).
  2. Вторая ситуация иная. Ребенок умел себя контролировать, но перестал. Пусковым фактором непроизвольного опорожнения в неположенное время и место часто становятся сильные психические травмы — потеря родного человека, длительные конфликты в семье или в социуме (детский сад, школа). Произвольное недержание кала нередко является формой активного протеста (против ситуации, человека и др.). В этом случае есть риск выхода ситуации из-под контроля и закрепления непроизвольного механизма. В результате к психическим последствиям присоединяются и физиологические нарушения, что заканчивается образованием «порочного круга» взаимозависимости психики и «физики».

Энкопрез. Симптомы у детей

Главный «качественный» признак исходит из этимологии самого наименования болезни. Недержание кала бывает:

Для постановки диагноза играет роль и «количественный» фактор:

Энкопрез у детей. Лечение

Если причина органического или смешанного характера (аганглиоз, длительные запоры и др.), требуются совместные усилия и врача-педиатра, и психотерапевта. Первый лечит тело, второй — помогает ребенку освободиться от страха, вины и прочих переживаний, вызванных как собственным осознаванием проблемы, так и реакцией окружения. В особо тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Но! В любой ситуации не менее важны усилия родителей! Именно от их настроя на качественные изменения атмосферы в семье зависит выздоровление ребенка. Особенно важно понять маленького человека, искренне и беспристрастно разобраться в причинах расстройства. Основа успеха — доверие и оптимистичный настрой. И на этом фоне все остальные физиологические рекомендации (гигиена, диета, клизмы, физиотерапия и др.) обязательно помогут.

Энкопрез у взрослых. Лечение

В отсутствии психиатрического диагноза, у взрослых людей недержание кала является следствием органических патологий кишечника.

В зависимости от длительности и тяжести состояния их лечение может осуществляться как в профильном стационаре, так и амбулаторно. Как с использованием арсенала классической медицины, так и альтернативными методами — классической и резонансной гомеопатией, методами традиционной китайской медицины, остеопатии, фитотерапии.

Лечение энкопреза у детей и взрослых в Москве

В Zagerclinic возможно комплексная помощь пациентам, страдающим энкопрезом. Как со стороны психологов и психотерапевтов, так и со стороны врачей холистической медицины — иглорефлексотерапевтов, остеопатов, гомеопатов, фитотерапевтов.

Каломазание Здравствуйте. Ребёнку 6 лет. Подмазывает трусикис 4 лет,почти каждый день. Сам в туалет не идёт только, вечером, когда ему говорят идти идёт и какает. Были у хирурга, невролога. Ничего. Не знаем куда обратиться, какие анализы нужно здать. Где лечиться?

Ответ: В первую очередь необходимо проконсультировать ребенка у гастроэнтеролога и пройти обследования для исключения органической патологии толстой кишки, при исключении такой патологии возможно будет провести лечение иглоукалыванием и классической гомеопатией.

С уважением, Загер К.Л.

Долихосигма Здравствуйте!У сына после кормления грудью до 3летне было заметно проблем,но как только закончили кормление, начались заметно запоры ,по несколько недель мог не ходить и до сих пор недели3 не ходит ,все трусы ежедневно стараются каломазаньем и только потом кое-как сходит в туалет и очень много,не смывает унитаз даже весь этот кал.Обследовались несколько раз,ставят энкопрез,запоры ,долихосигму и все на этом.А лучше не становится.Сейчас ребёнку 8,5лет и он уже стыдится иной раз идти на физру ,потому что мажет трусы неосознанно. Что нам делать?Помогите.Сын от этого стал нервным ,психует,плаксив.

Ответ: В данном случае возможно лечение иглоукалыванием и классической гомеопатией, но об эффективности и сроках лечения можно говорить только после консультации.

С уважением, Загер К.Л.

Редкий стул У моего ребёнка с 2 лет началось недержание кала. Были у невропатолога. Причина оказалось в неправильном строении кишки. Сейчас он взрослый. 27 лет. Проблема в том, что ходит по большому 1 раз в 3-4 дня и помногу. Даже не смывается в унитазе. Что можно сделать?

Ответ: Обычно, такая проблема решается правильным подбором диеты с большим количеством клетчатки, так как применение слабительных препаратов еще больше усилит запор.

С уважением, Загер К.Л.

Эконопрез Моему сыну 10 лет,месяц как он какает ночью в штаны и говорит я незнаю как это происходит,днем проверяю попу всегда грязная ,что делать впервые с таким столкнулась?

Ответ: В первую очередь необходимо исключить органную патологию при которой может выявляться симптом каломазанья, если патология толстой кишки будет исключена, необходимо проконсультироваться с неврологом и психологом. В нашей клинике данная патология эффективно лечится иглоукалыванием и классической гомеопатией.

С уважением, Загер К.Л.

каломазание у ребенка Добрый день! Много читала про энкопрез и по всем признакам похоже, что у ребенка это заболевание. Наш педиатр настаивает, что это запоры, назначает клизмы и диету, отправила на ирригоскопию. Что может выявить ирригоскопия? И к какому еще врачу можно обратиться с этой проблемой?
Спасибо за ответ.

Ответ: Действительно, в первую очередь необходимо исключить органную патологию при которой может выявляться симптом каломазанья, если патология толстой кишки будет исключена, необходимо проконсультироваться с неврологом и психологом.

С уважением, Загер К.Л.

Болезнь ребенка энкопрезом. У ребенка не удержание кала,а его направили на лечение в неврологическое отделение.Как быть?Стоит ли ложить его в больницу

Ответ: В первую очередь необходимо исключить патологию ЖКТ, так что сначала необходимо обследовать ребенка у гастроэнтеролога, если проблем со стороны толстой кишки не будет выявлено, тогда показана консультация невролога.